31 мая и 1 июня произошла масштабная атака украинских беспилотников на российские военные объекты. Атака была глубоко в тылу, куда ни один беспилотник бы не долетел. Но, как выяснилось, дроны запускались из кузовов фур, припаркованных вблизи целей. Как сообщали некоторые telegram-каналы, было подготовлено 5 грузовых фур, автомобили загружались в Челябинске и выезжали в регионы. Сразу же возник вопрос – как стала возможна развозка сотен дронов со взрывчаткой? Знали ли о своем грузе водители? Почему фуры пропустила ГАИ? Ситуация, при которой дальнобойщик может не знать, что именно он перевозит, на практике действительно бывает. Об этом ЕАН рассказала заместитель директора логистической компании из Челябинска Анна Вяткина.
Большую часть заказов дальнобойщики получают без связи с логистом, диспетчером и вообще людьми. В России действуют как минимум четыре платформы для распределения заказов. У водителей стоят приложения (их тоже не одно, как минимум - четыре, водители пользуются тем, что удобнее), через которое он может оставить заявку на получение груза и получить заказ в любой момент.
Водители не знают, что в фуре, потому что система просто присылает заказ с краткой информацией — «Загрузка - Челябинск, выгрузка - Мурманск, 20 тонн». На сленге водителей это означает «взять заказ по ай-ти». В Челябинске примерно половина заказов приходится именно на «ай-ти».
Груз может быть в контейнере, опечатан, и водитель содержимого не видит. «Самый распространенный случай, почему водитель вообще не знает, что везет, — груз уже загружен, фура опломбирована, водителю запрещено ее вскрывать. Это требование отправителя или получателя (например, логистика крупных ретейлеров), это гарантия сохранности груза и предотвращение краж», – говорит Вяткина. По ее словам, водитель при этом может знать общую категорию груза (например, «Бытовая техника» или «Продукты»), адреса загрузки и выгрузки, вес, габариты, необходимый температурный режим.
«В других случаях иногда водителям дают минимум информации, только номер заказа и маршрут. Без точного описания содержимого. Они пригоняют машину на склад, выходят, машину грузят без них, машину опечатывают, отдают документы водителю. Иногда недобросовестный заказчик специально не раскрывает, что именно в фуре, когда груз незаконный. Иногда водителю дают немного информации, просят «не заглядывать». Могут предложить большую оплату за «без вопросов», – рассказывает логист.
По ее словам, чаще всего в Челябинске бывает так: груз оформлен по международной накладной (CMR), контейнер опечатан. Водитель лишь доставляет контейнер, не зная, что именно внутри. Контроль и ответственность на отправителе и получателе.
Возникает логичный вопрос – как дальнобойщик объясняет ГАИ, что везет, если и сам не знает? Водитель Сергей Кузнецов рассказывает ЕАН, как это обычно бывает: «Инспектор может остановить фуру и спросить: «Что вы везете? Есть ли товарно-транспортные документы? Почему не знаете, что в фуре?» Отвечаем обычно так. «Груз опломбирован, по документам — «Продукты питания» / «Бытовая техника»/ «Стройматериалы» (или другая обобщенная категория). Фура загружалась на складе, я участия в погрузке не принимал. Груз опломбирован, я не имею права вскрывать. Подтвердить содержимое может отправитель, контакты в накладной».
Груз дронов был спрятан в небольших мобильных домиках. По словам некоторых водителей, нестандартные грузы ГАИ иногда тормозит для более тщательных проверок. Останавливали ли конкретно эти фуры, сказать пока нельзя: тайна следствия. Сейчас водители опасаются ужесточения проверок грузов и содержимого.
Отметим, что использование водителей вслепую, по заказам из приложения, уже использовалось украинскими спецслужбами. По такой схеме загрузили машину, которая взорвала Крымский мост осенью 2022 года. На контрольном пункте перед въездом на мост фура прошла досмотр: водитель предоставил все необходимые документы, инспектор ГАИ не обнаружил ничего подозрительного.