В селе Усть-Багаряк Кунашакского района (Челябинская область) несколько лет не решается проблема с доступом к реке. Она возникла после того, как там поселилась новая семья, поставившая забор на месте переулка, которым пользовались жители. Уже прошло несколько судов, но ни соседи, ни даже администрация села ничего не смогли добиться. Об этом они рассказали ЕАН. Подробности истории и комментарии обеих сторон конфликта – в нашем материале.
Жизнь изменилась
Радик Муллаханов родился в селе Усть-Багаряк после Второй мировой войны и все годы прожил там. От его дома до реки Синары было рукой подать – почти напротив находился переулок. И все соседи спускались к воде в том месте. Беда пришла, как говорится, откуда не ждали: на двух заброшенных земельных участках, расположенных напротив дома Муллаханова, неизвестные сельчанам люди возвели забор, захватив при этом переулок.
Сельчане отправились с вопросами к новому «владельцу», ведущему работы на участке. В первую очередь их волновал переулок, находящийся на землях общего пользования. Новый сосед не стал разговаривать, а только, со слов жителей, нагрубил. После этого в надежде на восстановление справедливости они пошли к тогдашней главе администрации Усть-Багаряка Эльзе Газизовой. Но оказалось, что какую-либо помощь от нее ждать бесполезно.
«Вроде как власть поставлена, чтобы защищать интересы жителей, – а тут выясняется, что как раз сама эта власть и участвовала в отъеме общественной земли в пользу нового хозяина, который, как выяснилось, права на эту землю не имел, но получил», - поделился с корреспондентом ЕАН Радик Муллаханов.
В селе среди жителей ходят слухи, что новый сосед, вероятно, имеет какие-то родственные либо дружественные связи с Газизовой. Потерявшие переулок и доступ к реке люди решили серьезно ввязаться в борьбу и обратились к юристам и общественникам.

Суды и борьба
Интересы Радика Муллаханова и его соседей, недовольных захватом переулка, взялась защищать адвокат Надежда Дубровская. Она рассказала корреспонденту ЕАН, что Эльза Газизова, когда руководила администрацией Усть-Багаряка, не стеснялась раздавать земельные участки, предположительно, своим близким и знакомым.
«Сосед напротив [Муллаханова] как раз получил земельный участок очень большой, около 30 соток, под индивидуальное жилищное строительство. Причем получил незаконно. С одной стороны этого участка рытвины и ямы, то есть к речке Синаре не подойти, а с другой был переулок 5 м шириной и около 70 м длиной. Он участок увеличил, захватив эту территорию. Это нарушение земельного законодательства, нарушение Водного кодекса», - заявила юрист.
Она также сообщила, что Газизова на момент разбирательств имела судимость. Как писали СМИ, в 2017 году она была приговорена к трем годам лишения свободы условно за служебный подлог и мошенничество.
Прокуратура установила, что чиновница выдавала выписки из похозяйственных книг, позволившие завладеть сельскими землями не имеющим на это права людям. В их число вошел и сын Газизовой. Что касается истории с домом напротив Муллаханова, то там, возможно, была использована похожая схема.
«Этот земельный участок получила мама этого товарища Сираева [живущего в доме, ставшем причиной конфликта, - прим. ЕАН]. Она получает изначально незаконно этот участок, так как там имеет место повторная приватизация, запрещенная законом. Жители обратились в прокуратуру, прокуратура – в суд. И чем это закончилось? Ничем. Прокурору отказывают по смешному основанию: якобы он пропустил срок исковой давности. Но жилой дом и земельный участок были поставлены на кадастровый учет в 2020 году, а прокурор обращается с иском через два года - в 2022-м. А срок исковой давности - три года. Причем судья в своем решении пишет, что действительно участок предоставлен незаконно, что на бывшую главу поселка было заведено уголовное дело, то есть соглашается с сутью претензий. Почему-то, насколько мне стало известно, прокурор решение обжаловать не стал и скоропостижно уволился», - говорит Надежда Дубровская.
Прокурор в своем иске требовал изъять земельный участок у нового владельца и передать в собственность администрации Усть-Багарякского сельского поселения или в Кунашакский район. В суд могли обратиться и сами власти села, но этого не сделали. Как предполагает юрист, из-за нехватки опыта у новой главы, пришедшей на смену Газизовой.

Когда стало понятно, что с тем иском ничего добиться не удалось, жители сами подали в суд, заявив о нарушении своих прав. «Но судья снова выносит решение о том, что срок исковой давности истек. Хотя получается так, что один из истцов до 2024 года писал везде жалобы, и в прокуратуру писал, и Следственный комитет, и ответы-то были. То есть для него эта история вообще бессрочная получилась.
Ну и кроме того, иск о нарушении прав относится к, говоря юридическим языком, негаторным. На него срок исковой давности не распространяется. Нарушение права же продолжается», - объясняет адвокат.
Жители с юристом оспорили решение в Челябинском областном суде. Но он не удовлетворил жалобу. После этого они обратились в Седьмой кассационный суд, который тоже оставил все в силе.
«И тогда уже администрация сельского поселения обращается с самостоятельным иском в суд об исправлении реестровой ошибки. Реестровая ошибка - это очень серьезно. И в исковом заявлении указывает, что, да, действительно, изначально незаконно был получен земельный участок. На кадастровый учет участок был поставлен, невзирая на то, что ответчики Сираевы заняли место общего пользования. Переулок поставлен на учет. Администрация в иске ссылается на то, что был кадастровый инженер, который должен был посмотреть чертеж этого села. На фотосхеме и чертеже есть переулок, его четко видно», - отметила Надежда Дубровская.
Она также сообщила, что сельчане уже даже не требуют признать незаконным получение участка новым соседом. Им главное – вернуть переулок.
«Бог с ними – получили участок незаконно и получили, пусть живут, у них двое детей. Но хотя бы переулок-то освободите, дайте людям доступ к воде», - передает адвокат настроения сельчан.
По иску администрации села суд вынес решение о том, что она вообще не имеет полномочий подавать такие заявления. Сейчас это решение оспаривается в Седьмом кассационном суде.
Позиция администрации села
Нынешняя глава Усть-Багарякского сельского поселения Людмила Мухутдинова считает, что переулком должно пользоваться все население. И еще один важный момент – пожарная безопасность.
«Мы через этот переулок могли бы в любое время года набирать воду для пожарного автомобиля. И уже сколько лет после перекрытия этого переулка Ринатом Сираевым мы не можем сзади домов провести опашку.
Там все заросло травой, вообще страшно смотреть, не дай бог, загорится там. Доступа нет ни с какой стороны, вся улица сгорит. Я на беседу Рината приглашала, хотела переговорить, чтобы по-хорошему открыл этот переулок, чтобы мы не судились. Но он не пришел. Они уже семь лет там живут, ни с кем не общаясь. А пока переулок перекрыт, до другого места, от которого можно попасть к реке, нужно добираться 1,5 км. Это не соответствует требованиям пожарных», - поделилась Людмила Мухутдинова в разговоре с корреспондентом ЕАН.
Что сказали новые «владельцы» переулка
Корреспондент ЕАН дозвонился до семьи Сираевых. Приводим разговор с ними полностью.
- Ринат Юрисович, здравствуйте. Я журналист агентства «Европейско-Азиатские новости». Мы готовим статью про конфликт в вашем селе из-за переулка. Жители и глава говорят, что вы его перегородили незаконно. Почему так получилось?
- Там переулка не было, фотографии можем показать. Там бурьян был.
- А можете прислать мне эти фотографии?
- Даю телефон жене, поговорите с ней.
- Здравствуйте, я журналист, мы бы хотели прояснить вашу позицию по поводу конфликта.
- Я буду разговаривать с вами только в присутствии адвоката.
- Так я же не следователь, я журналист.
- Мне не важно.
- Мне ваш муж только что сказал, что там вообще переулка не было.
- Я ничего не могу вам сказать.
ЕАН продолжит следить за конфликтом. Через некоторое время мы расскажем обо всех подвижках в его разрешении или об их отсутствии.

Суд встал на сторону «Красного&Белого», которое разрушило челябинцам часть дома23 октября в 11:06
