В конце января губернатор Свердловской области Александр Мишарин высказался о целесообразности повсеместного внедрения системы назначения сити-менеджеров. Выступая на конференции регионального отделения партии «Единая Россия», Мишарин заявил, что в настоящее время механизмы контроля за исполнительной властью отсутствуют, поэтому было бы разумно главу администрации выбирать из числа депутатов местных дум.
В то же самое время, и губернатор, и правительство активно включились в работу по «ручному управлению» проблемными городами области: Мишарин лично проводит совещания, где строго спрашивает с руководителей администраций, кто ответственен за решение проблем и что этот ответственный предпринимает.
В настоящий момент на Урале система сити-менеджмента действует в Перми и пригороде Екатеринбурга Верхней Пышме, а также в некоторых городах Челябинской области.
Агентство ЕАН представляет вниманию читателей мнения действующих глав уральских городов, а также политических деятелей региона.
Александр Мишарин, губернатор Свердловской области: «Мы должны думать, кого мы выдвигаем в мэры. Сейчас у нас отсутствуют механизмы контроля и снятия не соответствующих предъявляемым требованиям мэров. Пусть мэров выбирают, но управлять городом должен назначаемый сити-менеджер».
В то же самое время, и губернатор, и правительство активно включились в работу по «ручному управлению» проблемными городами области: Мишарин лично проводит совещания, где строго спрашивает с руководителей администраций, кто ответственен за решение проблем и что этот ответственный предпринимает.
В настоящий момент на Урале система сити-менеджмента действует в Перми и пригороде Екатеринбурга Верхней Пышме, а также в некоторых городах Челябинской области.
Агентство ЕАН представляет вниманию читателей мнения действующих глав уральских городов, а также политических деятелей региона.
Александр Мишарин, губернатор Свердловской области: «Мы должны думать, кого мы выдвигаем в мэры. Сейчас у нас отсутствуют механизмы контроля и снятия не соответствующих предъявляемым требованиям мэров. Пусть мэров выбирают, но управлять городом должен назначаемый сити-менеджер».
Леонид Волков, депутат Екатеринбургской городской Думы: «Отмена прямых выборов мэра и переход на схему с сити-менеджером - это понятный способ консервации нынешней системы и структуры власти в городе после ухода Чернецкого, рисковать на выборах они не могут себе позволить, да и кандидата реального нет».
Игорь Шубин, мэр Перми: «Институт сити-менеджера довольно перспективен. Однако, практика показывает, что, прежде всего, необходимо четко определиться с понятиями, чтобы жители элементарно не запутались. Зачастую в обыденном сознании, в глазах простых людей - что глава города, что сити-менеджер – все едино. Наши граждане вообще не часто делят для себя власть на исполнительную и представительную. А в результате получается размывание ответственности, отсутствие понимания, кто за что в городе отвечает. К сожалению, эта общая для страны проблема. Хотя на деле все довольно просто. Глава города вместе с депутатами (представительная власть) определяют правила игры, ставят четкие цели и задачи, а руководитель администрации (сити-менеджер) со своей командой (исполнительная власть) эти задачи реализуют. И все становится на свои места. Подобная слаженная, понятная работа обеих ветвей власти позволяет грамотно организовать деятельность по приоритетным направлениям развития города, заниматься проектированием на перспективу».
Сергей Черкасов, заместитель главы администрации Сысертского городского округа: «Я считаю, что, поскольку основой государственного устройства России должна являться партийная система, то, в связи с этим, совершенно логичном является система назначения сити-менеджера на конкурсной основе депутатами соответствующих муниципальных образований. Эта практика почти повсеместно распространена в Европе. Я полагаю, что она будет получать все большее распространение в России. Поэтому полностью согласен с губернатором о целесообразности постепенного перехода в муниципальных образованиях Свердловской области к системе назначения сити-менеджера. Сити-менеджер должен избираться депутатами на конкурсной основе на условиях конкуренции. В этом случая у муниципального образования есть возможность избрать руководителем администрации профессионала, имеющего достаточный опыт и квалификацию. Это исключит появление случайных популистов, пусть даже обладающих определенной харизмой и эффективно использующих методы политтехнологий для победы на выборах глав муниципальных образований. Сегодня такое часто происходит: человек выигрывает выборы, а на самом деле он не имеет никакого опыта управления крупными предприятиями, ни опыта организаторской работы, ни опыта политической деятельности. Все, что он имеет – серьезные финансовые ресурсы и эффективную систему политтехнологов. В том случае, который предлагает губернатор, городская дума сможет на конкурсной основе выбрать сити-менеджера и обеспечить жесткий и постоянный контроль за его работой. Любое злоупотребление или грубая ошибка сити-менеджера будет восприниматься как сигнал, чтобы рассмотреть его соответствие занимаемой должности».
Анатолий Гайда, депутат Областной Думы: «Мы в области, как правило, процентов на 90 процентов используем одну из форм, которую представляет нам федеральное законодательство по выборам глав муниципальных образований – это всенародное избрание. Закон дает нам возможность, если есть соответствующие нормы в уставах муниципальных образований, избирать сити-менеджера по контракту. Это и дешевле и прозрачнее. Но я вижу плюсы и минусы и в той и в другой системе. У нас сегодня в области около десятка городов, где существует система сити-менеджера. Но для того, чтобы отказаться от нее или внедрить повсеместно, надо изучить достоинства и недостатки. Поэтому я однозначно сказать не могу, что на сегодняшний день однозначно лучше».
Константин Пудов, пресс-секретарь администрации Екатеринбурга: «Практика работы сити-менеджера может быть эффективна, равно как и практика работы всенародно избираемого мэра, который возглавляет одновременно и администрацию города. Эти схемы предусмотрены в действующем федеральном законе, а уже муниципальные образования самостоятельно решают, какую модель предпочтительнее использовать на конкретной территории. В Екатеринбурге такой выбор сделан: у нас действует схема сильного мэра, когда глава города возглавляет администрацию – исполнительный орган власти. Для Екатеринбурга практика введения сити-менеджера не актуальна. Практика управления крупными городами показала, что наиболее эффективной для городов-миллионников является схема управления главой администрацией либо мэром».
Сергей Набоких, мэр Качканара: «Я считаю, что должны быть разделения представительного органа и исполнительного органа с совершенно точным определением своих обязанностей, функций и полномочий. При структуре сити-менеджмента перехлестывается одно на другое, а я сторонник более понятных структур. И не хотелось бы, чтобы сити-менеджер появился в Качканаре – на мой взгляд, это лишняя надстройка».
Европейско-Азиатские новости.