Внесены поправки в закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Соответствующие изменения одобрили обе палаты российского парламента. Для вступления поправок в силу теперь необходима лишь подпись президента Дмитрия Медведева.
Согласно принятым изменениям, в рамках профилактики преступлений, которая становится теперь обязанностью ФСБ, работники ведомства смогут объявлять гражданам официальное предостережение, которое будет обязательным для исполнения. При этом должны отсутствовать основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей повлечет санкции: штраф для граждан в размере 500-1000 рублей или административный арест до 15 суток, для должностных лиц - штраф от одной до трех тысяч рублей; для юридических - 10-50 тысяч рублей.
В пояснительной записке к поправкам говорится, что необходимость придания ФСБ этих прав вызвана ростом числа преступлений экстремистской направленности и активности молодежных радикальных организаций, а также тем, что «отдельные СМИ» открыто способствуют утверждению культа насилия и «неверию в способность государства защитить граждан, фактически вовлекая молодежь» в экстремистскую деятельность. Теперь сотрудник ФСБ сможет требовать от гражданина, в частности руководителя СМИ или чиновника, выполнения требований под угрозой штрафа или ареста. Требованиями может стать прекращение публикаций, помогающих экстремистам, или сведений, не являющихся секретными, но публикация которых нежелательна.
Принятие поправок сильно возмутило оппозиционные партии и движения. По Москве прокатилась волна акций протеста. Левые объединения категорически не согласны с внесенными изменениями, а их лидеры опасаются, что именно против них обновленные законы и будут применены в первую очередь.
Агентство ЕАН решило выяснить, видят ли свердловские политики, юристы и правозащитники опасность в принятых поправках. Кроме того, «Европейско-Азиатские новости» пытались узнать мнение самих сотрудников ФСБ, а также работников органов милиции и прокуратуры разных уровней. Между тем все люди в погонах как один отказались комментировать нововведения, сославшись на то, что «закон еще не вступил в силу», «наше дело исполнять, а не комментировать», «когда примут, тогда и будем выполнять».
Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области: «Мне кажется, органы безопасности имеют серьезную «прививку» на вмешательство в идеологию и политическую составляющую нашей жизни. Мне трудно судить, насколько данный федеральный закон соответствует требованиям сегодняшнего времени. Возможно, те, кто борются с устоями государства, террористы ушли далеко вперед, и это требует определенных мер со стороны государства, чтобы сохранить безопасность своего народа. Потрясшие всех нас теракты, случившиеся в нынешнем году, требуют от государства усиления мер защиты человека.
Другое дело, что некоторые поправки в федеральный закон «О федеральной службе безопасности» выглядят попытками поставить эту службу вне правоохранительной системы, в частности, вывести в какой-то степени из-под надзора прокуратуры. Поправки предусматривают внесение представления о принятии мер по устранению криминогенных обстоятельств и направление представления должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений, иным лицам. Пока же такая возможность была предоставлена только органам прокуратуры. Теперь такая компетенция может появиться и у федеральной службы безопасности. Не знаю, насколько это необходимо, но, мне кажется, не стоит лишать органы прокуратуры статуса единственной службы, имеющей право на вынесение подобных представлений. Наличие недостатков во взаимодействии федеральной службы безопасности с прокуратурой - еще не повод выстраивать параллельные структуры.
Конечно, предусмотренная поправками возможность: «Лицо может быть вызвано в органы федеральной службы безопасности», - не может не насторожить. Есть опасения, что ни о какой деликатности общения речь не идет. Не может не беспокоить, поскольку открыты архивы органов безопасности предыдущих лет, где видны явные ошибки по отношению к простому человеку. Человек и государство - отношения эти веками были небесспорными и остаются таковыми в XXI веке. Готовится проект закона явно представителями, заботящимися об усилении роли государства.
Не сомневаюсь, что будут рассмотрены и сомнения общественности в необходимости изменений в компетенции службы. В итоге может получиться закон, который поможет ФСБ усилить возможность защиты людей на территории государства. Но в настоящем виде поправки к закону вызовут много споров».
Павел Зырянов, член комитета Государственной Думы РФ по делам молодежи, фракция «Единая Россия»: «Мне кажется, нарушения прав граждан с принятием этого закона не произойдет. Закон лишь служит профилактикой экстремистских действий. Последствий для законопослушных граждан я тут не вижу. К тому же во втором чтении мы несколько смягчили некоторые положения документа. Теперь сотрудники ФСБ будут давать понять людям с экстремистскими намерениями, мол, вы у нас под колпаком, что должно их немного остудить. Сегодня нам нужно заниматься модернизацией, инновациями, развитием и делать это спокойно, без посторонних угроз. Именно в этом и призван помочь данный закон».
Согласно принятым изменениям, в рамках профилактики преступлений, которая становится теперь обязанностью ФСБ, работники ведомства смогут объявлять гражданам официальное предостережение, которое будет обязательным для исполнения. При этом должны отсутствовать основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей повлечет санкции: штраф для граждан в размере 500-1000 рублей или административный арест до 15 суток, для должностных лиц - штраф от одной до трех тысяч рублей; для юридических - 10-50 тысяч рублей.
В пояснительной записке к поправкам говорится, что необходимость придания ФСБ этих прав вызвана ростом числа преступлений экстремистской направленности и активности молодежных радикальных организаций, а также тем, что «отдельные СМИ» открыто способствуют утверждению культа насилия и «неверию в способность государства защитить граждан, фактически вовлекая молодежь» в экстремистскую деятельность. Теперь сотрудник ФСБ сможет требовать от гражданина, в частности руководителя СМИ или чиновника, выполнения требований под угрозой штрафа или ареста. Требованиями может стать прекращение публикаций, помогающих экстремистам, или сведений, не являющихся секретными, но публикация которых нежелательна.
Принятие поправок сильно возмутило оппозиционные партии и движения. По Москве прокатилась волна акций протеста. Левые объединения категорически не согласны с внесенными изменениями, а их лидеры опасаются, что именно против них обновленные законы и будут применены в первую очередь.
Агентство ЕАН решило выяснить, видят ли свердловские политики, юристы и правозащитники опасность в принятых поправках. Кроме того, «Европейско-Азиатские новости» пытались узнать мнение самих сотрудников ФСБ, а также работников органов милиции и прокуратуры разных уровней. Между тем все люди в погонах как один отказались комментировать нововведения, сославшись на то, что «закон еще не вступил в силу», «наше дело исполнять, а не комментировать», «когда примут, тогда и будем выполнять».
Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области: «Мне кажется, органы безопасности имеют серьезную «прививку» на вмешательство в идеологию и политическую составляющую нашей жизни. Мне трудно судить, насколько данный федеральный закон соответствует требованиям сегодняшнего времени. Возможно, те, кто борются с устоями государства, террористы ушли далеко вперед, и это требует определенных мер со стороны государства, чтобы сохранить безопасность своего народа. Потрясшие всех нас теракты, случившиеся в нынешнем году, требуют от государства усиления мер защиты человека.
Другое дело, что некоторые поправки в федеральный закон «О федеральной службе безопасности» выглядят попытками поставить эту службу вне правоохранительной системы, в частности, вывести в какой-то степени из-под надзора прокуратуры. Поправки предусматривают внесение представления о принятии мер по устранению криминогенных обстоятельств и направление представления должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений, иным лицам. Пока же такая возможность была предоставлена только органам прокуратуры. Теперь такая компетенция может появиться и у федеральной службы безопасности. Не знаю, насколько это необходимо, но, мне кажется, не стоит лишать органы прокуратуры статуса единственной службы, имеющей право на вынесение подобных представлений. Наличие недостатков во взаимодействии федеральной службы безопасности с прокуратурой - еще не повод выстраивать параллельные структуры.
Конечно, предусмотренная поправками возможность: «Лицо может быть вызвано в органы федеральной службы безопасности», - не может не насторожить. Есть опасения, что ни о какой деликатности общения речь не идет. Не может не беспокоить, поскольку открыты архивы органов безопасности предыдущих лет, где видны явные ошибки по отношению к простому человеку. Человек и государство - отношения эти веками были небесспорными и остаются таковыми в XXI веке. Готовится проект закона явно представителями, заботящимися об усилении роли государства.
Не сомневаюсь, что будут рассмотрены и сомнения общественности в необходимости изменений в компетенции службы. В итоге может получиться закон, который поможет ФСБ усилить возможность защиты людей на территории государства. Но в настоящем виде поправки к закону вызовут много споров».
Павел Зырянов, член комитета Государственной Думы РФ по делам молодежи, фракция «Единая Россия»: «Мне кажется, нарушения прав граждан с принятием этого закона не произойдет. Закон лишь служит профилактикой экстремистских действий. Последствий для законопослушных граждан я тут не вижу. К тому же во втором чтении мы несколько смягчили некоторые положения документа. Теперь сотрудники ФСБ будут давать понять людям с экстремистскими намерениями, мол, вы у нас под колпаком, что должно их немного остудить. Сегодня нам нужно заниматься модернизацией, инновациями, развитием и делать это спокойно, без посторонних угроз. Именно в этом и призван помочь данный закон».
Кирилл Баранов, руководитель аппарата Свердловского регионального отделения ЛДПР, депутат областной Думы: «Тут есть два аспекта. С одной стороны, ситуация в стране и в мире требует усиления контртеррористической деятельности. На данном этапе государство не может обеспечить безопасность своих граждан, хотя, конечно, должно. С другой стороны, у нас принятие таких мер может превратиться в «административную дубинку». Так и случится, скорее всего. Будет какой-то митинг властям неугоден - ФСБ начнет раздавать предупреждения: «Туда не ходи, а то мы с тобой то-то и то-то сделаем». Конечно, есть добросовестные работники службы безопасности, но есть и те, кто идет на поводу у коррупционеров при власти, и сами такими являются. Так что это палка о двух концах».
Леонид Андреев, член Свердловской областной гильдии адвокатов: «С точки зрения права, поправки в закон «О Федеральной службе безопасности» - нонсенс. Не думаю, что внесение этих поправок вообще было необходимо. У меня большие сомнения, что какой-то эффект будет от этого. Это нужно принимать как данность».
Евгений Артюх, заместитель руководителя фракции КПРФ в областной Думе: «Мне кажется, что этот закон в большей мере политический. Раз его поддержал президент Дмитрий Медведев, то есть основания полагать, что это реверанс в сторону силовых структур при конкуренции в высших эшелонах власти. Расположение этих ведомств много значит в этой борьбе, это неоднократно доказано нашей историей. Что касается непосредственно граждан. Я считаю, за деятельностью всех правоохранительных органов должен быть установлен парламентский и общественный контроль. Чтобы следить, не ведется ли на наши же деньги борьба против нас».
Европейско-Азиатские новости.