В интервью ЕАН руководитель аналитического департамента Дойче Банка Ярослав Лисоволик заявил, что последние несколько лет с точки зрения развития в России инфраструктуры были упущенным временем.
- Если взять пример Китая, то он для выхода из кризиса и стимулирования своей экономики вкладывает большие средства в развитие инфраструктурных проектов. Россия же – одна из редких стран, а, может быть, даже единственная, которая в кризис увеличила социальные обязательства, при этом сокращались расходы на инфраструктуру. Насколько такая политика была оправданной?
- Нельзя сказать, что она была полностью неоправданной. Все-таки кризис бьет, прежде всего, по беднейшим слоям населения. И тот факт, что повышались пенсии, это было, безусловно, обоснованно с социальной точки зрения. Но с точки зрения более долгосрочных ориентиров для нашей экономики, связанных с модернизацией, с развитием инфраструктуры последние несколько лет были упущены. К сожалению, следует констатировать, что пока в России не выработан механизм развития инфраструктуры.
- По какому принципу должны развиваться инфраструктурные проекты в России?
- Здесь необходимо развитие института частно-государственного партнерства, потому что государство в одиночку не умеет эффективно тратить средства на инфраструктуру.
- О государственно-частном партнерстве речь идет уже много лет, но и в нем все упирается в такие вещи, как админресурс, коррупция, личные договоренности с губернаторами. То есть опять этот механизм часто не работает по причине общих проблем, которые находятся в системе…
- Да, но система в один день не меняется. Но в принципе, мы видим, что предпринимаются достаточно активные попытки со стороны федерального правительства что-то изменить в этой сфере. Но я думаю, одним из элементов эволюционного, последовательного улучшения ситуации все-таки является влияние и роль частного сектора, в том числе иностранных инвестиций. Роль иностранных инвесторов здесь очень важна не только с точки зрения притока технологий, навыков и так далее, но и с точки зрения того, каким образом государство взаимодействует с частным сектором. И мне кажется, что сейчас инвестиционный климат становится более открытым в этой сфере.
За последние несколько лет было сделано много недвусмысленных заявлений со стороны правительства относительно того, что инфраструктурный сектор является приоритетным для привлечения инвестиций. И тот факт, что именно в этом сегменте мы видим признаки большей открытости, обнадеживает.
- Инфраструктурные проекты – это, прежде всего, что? Это дороги, коммуникации, логистические центры?
- Инфраструктура – это достаточно широкое понятие, которое может быть связано как с транспортной инфраструктурой, и тогда это дороги, железные дороги и так далее, это порты – одно из слабых звеньев российской инфраструктуры.
- Сейчас Казахстан активно переманивает транзит грузов по своей территории. У России есть прекрасная возможность создать в Екатеринбурге современный логистический центр, который позволил бы увеличить транзитные потоки через российскую территорию. Как не проиграть конкуренцию с тем же самым Казахстаном?
- Согласен, что пока что мы в конкуренции инфраструктурных систем зачастую проигрываем. Здесь более активно должно участвовать государство, в том, чтобы не просто финансировать эту сферу, не просто закидывать деньгами, а привлекать более активно инвестиции, в том числе и иностранные.
В кризисный период это было очень сложно, и в какой-то степени за период кризиса мы были отброшены назад. Приоритеты были другими, они были более краткосрочными, это понятно. Сейчас по мере того, как мы выходим из кризиса, есть признаки того, что эти более долгосрочные ориентиры начинают опять появляться на радарах наших членов правительства. Задача модернизации, о которой сейчас часто говорят, задача конкуренции за финансовые потоки, за транспортные потоки – она действительно ставится во главу угла.
- Как можно оценить бюджет на 2011-2013 годы с точки зрения развития заложенных в него показателей?
- Я бы сказал, что это – компромиссный бюджет. Это попытка компромисса между необходимостью посткризисного развития и компенсациями, которые идут населению – повышаются зарплаты бюджетникам, повышаются пенсии, но в то же время делаются попытки повысить эффективность бюджетных расходов в инфраструктурной сфере. Принцип, судя по всему, заключается в том, что пусть даже будет тратиться несколько меньше средств на инфраструктуру, на развитие экономики, но эти расходы должны быть более эффективными. Именно для этого в течение этого года была принята бюджетная программа повышения эффективности расходов бюджета, которая, с моей точки зрения, призвана, прежде всего, повысить эффективность расходов в инфраструктуру.
Европейско-Азиатские новости.
- Если взять пример Китая, то он для выхода из кризиса и стимулирования своей экономики вкладывает большие средства в развитие инфраструктурных проектов. Россия же – одна из редких стран, а, может быть, даже единственная, которая в кризис увеличила социальные обязательства, при этом сокращались расходы на инфраструктуру. Насколько такая политика была оправданной?
- Нельзя сказать, что она была полностью неоправданной. Все-таки кризис бьет, прежде всего, по беднейшим слоям населения. И тот факт, что повышались пенсии, это было, безусловно, обоснованно с социальной точки зрения. Но с точки зрения более долгосрочных ориентиров для нашей экономики, связанных с модернизацией, с развитием инфраструктуры последние несколько лет были упущены. К сожалению, следует констатировать, что пока в России не выработан механизм развития инфраструктуры.
- По какому принципу должны развиваться инфраструктурные проекты в России?
- Здесь необходимо развитие института частно-государственного партнерства, потому что государство в одиночку не умеет эффективно тратить средства на инфраструктуру.
- О государственно-частном партнерстве речь идет уже много лет, но и в нем все упирается в такие вещи, как админресурс, коррупция, личные договоренности с губернаторами. То есть опять этот механизм часто не работает по причине общих проблем, которые находятся в системе…
- Да, но система в один день не меняется. Но в принципе, мы видим, что предпринимаются достаточно активные попытки со стороны федерального правительства что-то изменить в этой сфере. Но я думаю, одним из элементов эволюционного, последовательного улучшения ситуации все-таки является влияние и роль частного сектора, в том числе иностранных инвестиций. Роль иностранных инвесторов здесь очень важна не только с точки зрения притока технологий, навыков и так далее, но и с точки зрения того, каким образом государство взаимодействует с частным сектором. И мне кажется, что сейчас инвестиционный климат становится более открытым в этой сфере.
За последние несколько лет было сделано много недвусмысленных заявлений со стороны правительства относительно того, что инфраструктурный сектор является приоритетным для привлечения инвестиций. И тот факт, что именно в этом сегменте мы видим признаки большей открытости, обнадеживает.
- Инфраструктурные проекты – это, прежде всего, что? Это дороги, коммуникации, логистические центры?
- Инфраструктура – это достаточно широкое понятие, которое может быть связано как с транспортной инфраструктурой, и тогда это дороги, железные дороги и так далее, это порты – одно из слабых звеньев российской инфраструктуры.
- Сейчас Казахстан активно переманивает транзит грузов по своей территории. У России есть прекрасная возможность создать в Екатеринбурге современный логистический центр, который позволил бы увеличить транзитные потоки через российскую территорию. Как не проиграть конкуренцию с тем же самым Казахстаном?
- Согласен, что пока что мы в конкуренции инфраструктурных систем зачастую проигрываем. Здесь более активно должно участвовать государство, в том, чтобы не просто финансировать эту сферу, не просто закидывать деньгами, а привлекать более активно инвестиции, в том числе и иностранные.
В кризисный период это было очень сложно, и в какой-то степени за период кризиса мы были отброшены назад. Приоритеты были другими, они были более краткосрочными, это понятно. Сейчас по мере того, как мы выходим из кризиса, есть признаки того, что эти более долгосрочные ориентиры начинают опять появляться на радарах наших членов правительства. Задача модернизации, о которой сейчас часто говорят, задача конкуренции за финансовые потоки, за транспортные потоки – она действительно ставится во главу угла.
- Как можно оценить бюджет на 2011-2013 годы с точки зрения развития заложенных в него показателей?
- Я бы сказал, что это – компромиссный бюджет. Это попытка компромисса между необходимостью посткризисного развития и компенсациями, которые идут населению – повышаются зарплаты бюджетникам, повышаются пенсии, но в то же время делаются попытки повысить эффективность бюджетных расходов в инфраструктурной сфере. Принцип, судя по всему, заключается в том, что пусть даже будет тратиться несколько меньше средств на инфраструктуру, на развитие экономики, но эти расходы должны быть более эффективными. Именно для этого в течение этого года была принята бюджетная программа повышения эффективности расходов бюджета, которая, с моей точки зрения, призвана, прежде всего, повысить эффективность расходов в инфраструктуру.
Европейско-Азиатские новости.