Бывший министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Виталий Недельский в своем блоге поделился впечатлениями о работе на государственной службе. ЕАН приводит откровения бывшего высокопоставленного чиновника с некоторыми сокращениями.
Напомним, в правительстве Свердловской области 42-летний Недельский проработал без малого четыре года, сначала – в минэкономики, потом – в мингосимуществе. До этого работал в бизнесе, в том числе, – в структурах группы «Ренова». Результатом работы Виталия Олеговича в МУГИСО стала скандальная программа приватизации остатков региональной собственности, приведшая к конфликту с парламентом и ликвидации министерства. Восстановить МУГИСО решил попробовать новый губернатор Александр Мишарин.
Как считает Недельский, природа государственной власти в России востребует к себе на работу в систему людей двух основных типов – Начальников и Исполнителей. Как правило, это две различные, почти не пересекающиеся касты, попадание в которые особо никак не связано с личными талантами или интеллектуальными способностями.
«Исполнителями становятся те, кто пришел на госслужбу работать, окончив ли Академию госслужбы или просто по конкурсу на низшие должности специалистов и постепенно или очень постепенно поднимаясь вверх по служебной лестнице. Начальник отдела – вот предел для большинства из них. Переходная ступень – начальники департаментов. На нее могут попасть грамотные начальники отделов, так же, как и в равной степени, знакомые и друзья министра или замов министра. Еще частый вариант для руководителя департамента – знакомые попросили трудоустроить своего знакомого или друга», - пишет экс-министр.
«Это, так называемый блат или более культурно выражаясь – бюрократическая валюта – ты мне, я – тебе. Это не значит, конечно, что на важную должность возьмут откровенного дебила, хотя нет правил без исключений, это значит, что при прочих равных на нее попадут кто-то из списка знакомых или знакомых, знакомых. Формальные требования (конкурс, соответствие должностным инструкциям и прочее, играют все меньшую роль для повышения должности, а знакомства все большую). Запретительными ограничениями выступает судимость, запрет занимать госдолжности по решению суда, отсутствие формального высшего образования и, наверное, какие-то серьезные заболевания», - признает Недельский.
Для большинства – это предел, полагает бывший чиновник. Дальнейшее совершенствование профессионального мастерства и уровня знаний и компетенций слабо коррелируется с вероятностью попадания в «высшую лигу». Там начинают играть другие правила.
«Исполнители живут на свою зарплату. Конечно, имеют место небольшие взятки, но поскольку, как правило, сложная и многоуровневая система согласования решений оставляет исполнителю техническую работу, то его влияние на конечное решение очень небольшое. При его попытке блокировать документ, с понятной целью, всегда есть возможность повлиять на это с более высокого уровня. Так что мало кто рискует откровенно хамить на работе, предпочитая стабильную работу, периодическое индексирование зарплат и гарантированную пенсию риску вылететь с «волчьим билетом». Исполнителей подавляющее большинство. Более 95 процентов. Их работу мало кто замечает, общество их тоже относит к чиновникам в отрицательном смысле слова, однако в большинстве своем это честные и профессиональные люди, аккуратно выполняющие свою работу, часто и во внеурочное время», - пишет Виталий Недельский.
Дальше – больше. «Начиная с замов министра и министров, начинается другая каста – Начальники. Они берутся из знакомых и друзей. Друзей-друзей и знакомых-знакомых. Конечно, некоторое соответствие опыта и образования должности должно быть, но не критично. Главное, как говорят – доверие. При этом в последнее время считается хорошим тоном оставить на время некоторых членов предыдущего капитана, чтобы не производить впечатление полной замены команды на «своих». Однако это касается относительно «нехлебных» должностей, например социалки или ЖКХ, которые требуют нескольких лет погружения в местность, каковых у новой команды может попросту не быть, поскольку придется освобождать место для следующих», - отмечает Недельский.
Отметим, что именно по такому пути сейчас идет новый глава региона Евгений Куйвашев, постепенно подтягивающий на управленческие должности в Свердловской области своих коллег по работе в Тюмени.
«На Начальника, как правило, стараются пригласить своих, ориентируясь главным образом не на профессионализм или компетентность в этой сфере, а на уровень доверия, личной преданности и способности мобилизоваться для решения конкретных задач, если надо. Почему не столь важен профессионализм понятно – это компетенция Исполнителей, он живет там. Там готовятся документы и аналитика, варианты решений. Сами решения принимают Начальники. Всегда должно быть обоснование для различных решений. Но истинная мотивация принятого решения часто отличается от его обоснования, поэтому исполнители могут ее и не знать или только догадываться», - продолжает Виталий Недельский свои откровения.
«Начальники всегда очень сильно заняты. Совещания у их Начальника. Совещания с другими Начальниками. Совещания с подчиненными исполнителями. Море входящих и выходящих документов. Все чего-то от тебя хотят. Чтобы ты решил. Чтобы подписал. Завизировал. Просто поговорить. Просто представиться. Договориться. Посоветовал к кому обратиться. А еще поручения общественного характера. Короче, времени спокойно посидеть и обдумать какую-нибудь одну проблему категорически нет. Нет времени подумать вообще. Думать приходится на ходу, на бегу, во время совещаний на другие темы, поскольку надо сидеть и слушать долгие скучные доклады, которые тебя не касаются, но зовут всех. Или даже не подумать, а просто быстро на весах взвесить риск непринятия решения, ведь высока вероятность, что проблема сама рассосется, а также риск принятия любого решения и что за это может быть. Понятно, что принять решение намного труднее, потому, что это всегда риск. Риск может быть скомпенсирован нездоровым желанием сделать дело или показать себя, ну или, в крайнем случае, возможностью за принятое решение что-то получить. Ну не на зарплату же жить, в самом деле», - откровенничает Недельский.
«Зарплата у регионального министра около 100 тысяч рублей в месяц. У губернатора немного побольше, но не на порядок. И не на эти деньги можно поддерживать свой высокий статус, конечно. Таким образом, в сухом остатке получаем. Первое. Стратегирование, отсутствует как класс. Тактически, если ты правильно не замотивирован, то лучше решения не принимать вообще. Грамотный чиновник знает тучу способов аккуратно перекинуть решение товарищам, чтобы при этом его не обвинили в саботировании. Так и летают в воздухе сотни решений, которые можно принять мгновенно, но которые никто принимать не хочет, потому что это никому не нужно, несет риск – мало ли что. Машина работает вхолостую и страшно греется. Низкие по сравнению с бизнесом на аналогичных должностях зарплаты провоцируют коррупцию», - признает экс-министр.
«Если взять руководящие документы – утвержденные в «Стратегии 2020», планы, целевые программы, то между провозглашенными там целями и доступным чиновнику инструментарию влияния на эти цели лежит пропасть. Не говоря уже о том, что в одиночку он на них влиять не в состоянии. Простой пример – ввод жилья. Каждый год, каждый губернатор и его правительство отчитывается – сколько его область построила жилья. Есть соответствующие программы. Однако конец года всегда один и тот же – лихорадочное упрашивание частных строителей дать информацию сколько они введут до 31 декабря. И это еще тот показатель, на который власть при желании может влиять, хоть почти и не делает этого. Совещания не в счет. А еще есть сотни, на которые не влияет никак», - пишет министр.
«Попытки реформирования отдельных частей «машины», как правило, обречены на неудачу, а реформаторы выталкиваются из «гнезда», как «мешающие спокойно работать». Все больше своего времени они вынуждены отдавать борьбе с интригами. Системе самой не нужна производительность труда. Ей нужно вращение колес власти, если оно происходит, то не столь важно, какие именно решения и каким способом они принимаются. Поэтому тому деятелю, который хочет в ней продержаться подольше, необходимо либо выступить разрушителем существующих правил, либо постепенно накапливать изменения, пока они не станут необратимыми. Речь не идет о внедрении технических устройств, типа замены счетов на компьютеры и копировальной бумаги на ксероксы. Речь идет о рациональном целеполагании на каждом уровне управления, о разумной самостоятельности подразделений, о создании сетевого взаимодействия для выработки решений. Но с самого начала – постоянно должна вырабатываться Идеология и Стратегия – куда и зачем мы идем, какими способами мы идем», - пишет Виталий Недельский.
«Наша система власти превратилась в самодостаточную корпорацию, которой почти нет необходимости быть соединенной с обществом и миром. Она загружена до предела решением внутренних проблем, которая сама же себе их генерирует. Особенно это касается региональной власти, поскольку муниципалитеты ближе к земле, а федералы ближе к небу. Для страны это довольно опасно, поскольку такая система власти не способна работать в условиях кризиса, а тем более – системного кризиса, в который довольно быстро погружается цивилизация. Это будет означать ее разрушение и воссоздание на этой территории иной системы управления, более адекватной времени, современным людям и технологиям», - отмечает.
«Правительство Татарстана регулярно посылает своих министров учиться в Сингапур. Однако когда в Свердловской области у губернатора родилась благая идея сделать также, программа обучения совместно с бизнес-школой «Сколково» и колледжем государственной службы Сингапура была подготовлена и все договоренности достигнуты, началось блокирование этого решения всеми согласующими министрами. Всем было «не до этого». Попытка перенести программу с весны 2011 года на осень тоже не получилась, поскольку осенью у нас были выборы. И все опять были очень заняты. Так нам по сей день и некогда учиться лучшим практикам и искать лучших людей. А жаль, такая страна пропадает», - заключает Виталий Недельский.
Напомним, в правительстве Свердловской области 42-летний Недельский проработал без малого четыре года, сначала – в минэкономики, потом – в мингосимуществе. До этого работал в бизнесе, в том числе, – в структурах группы «Ренова». Результатом работы Виталия Олеговича в МУГИСО стала скандальная программа приватизации остатков региональной собственности, приведшая к конфликту с парламентом и ликвидации министерства. Восстановить МУГИСО решил попробовать новый губернатор Александр Мишарин.
Как считает Недельский, природа государственной власти в России востребует к себе на работу в систему людей двух основных типов – Начальников и Исполнителей. Как правило, это две различные, почти не пересекающиеся касты, попадание в которые особо никак не связано с личными талантами или интеллектуальными способностями.
«Исполнителями становятся те, кто пришел на госслужбу работать, окончив ли Академию госслужбы или просто по конкурсу на низшие должности специалистов и постепенно или очень постепенно поднимаясь вверх по служебной лестнице. Начальник отдела – вот предел для большинства из них. Переходная ступень – начальники департаментов. На нее могут попасть грамотные начальники отделов, так же, как и в равной степени, знакомые и друзья министра или замов министра. Еще частый вариант для руководителя департамента – знакомые попросили трудоустроить своего знакомого или друга», - пишет экс-министр.
«Это, так называемый блат или более культурно выражаясь – бюрократическая валюта – ты мне, я – тебе. Это не значит, конечно, что на важную должность возьмут откровенного дебила, хотя нет правил без исключений, это значит, что при прочих равных на нее попадут кто-то из списка знакомых или знакомых, знакомых. Формальные требования (конкурс, соответствие должностным инструкциям и прочее, играют все меньшую роль для повышения должности, а знакомства все большую). Запретительными ограничениями выступает судимость, запрет занимать госдолжности по решению суда, отсутствие формального высшего образования и, наверное, какие-то серьезные заболевания», - признает Недельский.
Для большинства – это предел, полагает бывший чиновник. Дальнейшее совершенствование профессионального мастерства и уровня знаний и компетенций слабо коррелируется с вероятностью попадания в «высшую лигу». Там начинают играть другие правила.
«Исполнители живут на свою зарплату. Конечно, имеют место небольшие взятки, но поскольку, как правило, сложная и многоуровневая система согласования решений оставляет исполнителю техническую работу, то его влияние на конечное решение очень небольшое. При его попытке блокировать документ, с понятной целью, всегда есть возможность повлиять на это с более высокого уровня. Так что мало кто рискует откровенно хамить на работе, предпочитая стабильную работу, периодическое индексирование зарплат и гарантированную пенсию риску вылететь с «волчьим билетом». Исполнителей подавляющее большинство. Более 95 процентов. Их работу мало кто замечает, общество их тоже относит к чиновникам в отрицательном смысле слова, однако в большинстве своем это честные и профессиональные люди, аккуратно выполняющие свою работу, часто и во внеурочное время», - пишет Виталий Недельский.
Дальше – больше. «Начиная с замов министра и министров, начинается другая каста – Начальники. Они берутся из знакомых и друзей. Друзей-друзей и знакомых-знакомых. Конечно, некоторое соответствие опыта и образования должности должно быть, но не критично. Главное, как говорят – доверие. При этом в последнее время считается хорошим тоном оставить на время некоторых членов предыдущего капитана, чтобы не производить впечатление полной замены команды на «своих». Однако это касается относительно «нехлебных» должностей, например социалки или ЖКХ, которые требуют нескольких лет погружения в местность, каковых у новой команды может попросту не быть, поскольку придется освобождать место для следующих», - отмечает Недельский.
Отметим, что именно по такому пути сейчас идет новый глава региона Евгений Куйвашев, постепенно подтягивающий на управленческие должности в Свердловской области своих коллег по работе в Тюмени.
«На Начальника, как правило, стараются пригласить своих, ориентируясь главным образом не на профессионализм или компетентность в этой сфере, а на уровень доверия, личной преданности и способности мобилизоваться для решения конкретных задач, если надо. Почему не столь важен профессионализм понятно – это компетенция Исполнителей, он живет там. Там готовятся документы и аналитика, варианты решений. Сами решения принимают Начальники. Всегда должно быть обоснование для различных решений. Но истинная мотивация принятого решения часто отличается от его обоснования, поэтому исполнители могут ее и не знать или только догадываться», - продолжает Виталий Недельский свои откровения.
«Начальники всегда очень сильно заняты. Совещания у их Начальника. Совещания с другими Начальниками. Совещания с подчиненными исполнителями. Море входящих и выходящих документов. Все чего-то от тебя хотят. Чтобы ты решил. Чтобы подписал. Завизировал. Просто поговорить. Просто представиться. Договориться. Посоветовал к кому обратиться. А еще поручения общественного характера. Короче, времени спокойно посидеть и обдумать какую-нибудь одну проблему категорически нет. Нет времени подумать вообще. Думать приходится на ходу, на бегу, во время совещаний на другие темы, поскольку надо сидеть и слушать долгие скучные доклады, которые тебя не касаются, но зовут всех. Или даже не подумать, а просто быстро на весах взвесить риск непринятия решения, ведь высока вероятность, что проблема сама рассосется, а также риск принятия любого решения и что за это может быть. Понятно, что принять решение намного труднее, потому, что это всегда риск. Риск может быть скомпенсирован нездоровым желанием сделать дело или показать себя, ну или, в крайнем случае, возможностью за принятое решение что-то получить. Ну не на зарплату же жить, в самом деле», - откровенничает Недельский.
«Зарплата у регионального министра около 100 тысяч рублей в месяц. У губернатора немного побольше, но не на порядок. И не на эти деньги можно поддерживать свой высокий статус, конечно. Таким образом, в сухом остатке получаем. Первое. Стратегирование, отсутствует как класс. Тактически, если ты правильно не замотивирован, то лучше решения не принимать вообще. Грамотный чиновник знает тучу способов аккуратно перекинуть решение товарищам, чтобы при этом его не обвинили в саботировании. Так и летают в воздухе сотни решений, которые можно принять мгновенно, но которые никто принимать не хочет, потому что это никому не нужно, несет риск – мало ли что. Машина работает вхолостую и страшно греется. Низкие по сравнению с бизнесом на аналогичных должностях зарплаты провоцируют коррупцию», - признает экс-министр.
«Если взять руководящие документы – утвержденные в «Стратегии 2020», планы, целевые программы, то между провозглашенными там целями и доступным чиновнику инструментарию влияния на эти цели лежит пропасть. Не говоря уже о том, что в одиночку он на них влиять не в состоянии. Простой пример – ввод жилья. Каждый год, каждый губернатор и его правительство отчитывается – сколько его область построила жилья. Есть соответствующие программы. Однако конец года всегда один и тот же – лихорадочное упрашивание частных строителей дать информацию сколько они введут до 31 декабря. И это еще тот показатель, на который власть при желании может влиять, хоть почти и не делает этого. Совещания не в счет. А еще есть сотни, на которые не влияет никак», - пишет министр.
«Попытки реформирования отдельных частей «машины», как правило, обречены на неудачу, а реформаторы выталкиваются из «гнезда», как «мешающие спокойно работать». Все больше своего времени они вынуждены отдавать борьбе с интригами. Системе самой не нужна производительность труда. Ей нужно вращение колес власти, если оно происходит, то не столь важно, какие именно решения и каким способом они принимаются. Поэтому тому деятелю, который хочет в ней продержаться подольше, необходимо либо выступить разрушителем существующих правил, либо постепенно накапливать изменения, пока они не станут необратимыми. Речь не идет о внедрении технических устройств, типа замены счетов на компьютеры и копировальной бумаги на ксероксы. Речь идет о рациональном целеполагании на каждом уровне управления, о разумной самостоятельности подразделений, о создании сетевого взаимодействия для выработки решений. Но с самого начала – постоянно должна вырабатываться Идеология и Стратегия – куда и зачем мы идем, какими способами мы идем», - пишет Виталий Недельский.
«Наша система власти превратилась в самодостаточную корпорацию, которой почти нет необходимости быть соединенной с обществом и миром. Она загружена до предела решением внутренних проблем, которая сама же себе их генерирует. Особенно это касается региональной власти, поскольку муниципалитеты ближе к земле, а федералы ближе к небу. Для страны это довольно опасно, поскольку такая система власти не способна работать в условиях кризиса, а тем более – системного кризиса, в который довольно быстро погружается цивилизация. Это будет означать ее разрушение и воссоздание на этой территории иной системы управления, более адекватной времени, современным людям и технологиям», - отмечает.
«Правительство Татарстана регулярно посылает своих министров учиться в Сингапур. Однако когда в Свердловской области у губернатора родилась благая идея сделать также, программа обучения совместно с бизнес-школой «Сколково» и колледжем государственной службы Сингапура была подготовлена и все договоренности достигнуты, началось блокирование этого решения всеми согласующими министрами. Всем было «не до этого». Попытка перенести программу с весны 2011 года на осень тоже не получилась, поскольку осенью у нас были выборы. И все опять были очень заняты. Так нам по сей день и некогда учиться лучшим практикам и искать лучших людей. А жаль, такая страна пропадает», - заключает Виталий Недельский.