Нейрохирург, эпидемиолог, психотерапевт. Услышав подобные названия, невольно хмуришь брови, поглаживаешь подбородок и медленно, но одобрительно киваешь. Что касается обычного участкового, сразу выливается шквал «комплиментов». Нашему корреспонденту удалось на один день стать врачом и узнать, что на самом деле стоит за работой рядового терапевта.
Двигаясь в сторону поликлиники, охватываешь взглядом проходящих мимо. Их – пугающее количество. Граждане, которым далеко за 60, резво перебегают на красный свет, казалось бы, последнее препятствие на пути к здоровью – перекресток у больницы. Однако трудности на этом не заканчиваются. При входе всех ожидает «пробка» из пациентов. Немного наглости и несколько возгласов возмущения – вот универсальная формула бабушек, чтобы прорваться на прием. Следующий этап «медицинского квеста» - забросить пятирублевую монетку в автомат с бахилами, получить свой «джекпот» и незамедлительно сдать одежду, найдя общий язык с гардеробщицей. А разогревшись на первых «этапах», нужно рвануть к кабинету, дабы занять очередь.
Двигаясь в сторону поликлиники, охватываешь взглядом проходящих мимо. Их – пугающее количество. Граждане, которым далеко за 60, резво перебегают на красный свет, казалось бы, последнее препятствие на пути к здоровью – перекресток у больницы. Однако трудности на этом не заканчиваются. При входе всех ожидает «пробка» из пациентов. Немного наглости и несколько возгласов возмущения – вот универсальная формула бабушек, чтобы прорваться на прием. Следующий этап «медицинского квеста» - забросить пятирублевую монетку в автомат с бахилами, получить свой «джекпот» и незамедлительно сдать одежду, найдя общий язык с гардеробщицей. А разогревшись на первых «этапах», нужно рвануть к кабинету, дабы занять очередь.
Все скамейки заняты, стены подперты, кислые выражения на лицах – будто лимон съели. Каждый из ожидающих не понаслышке знает, что время, указанное в талончике, вовсе не соответствует той самой долгожданной минуте посещения врача. В первые полчаса уровень терпения пациентов держится на отметке чуть выше нуля. После – счет времени идет на секунды. Ведь кроме пары-тройки деревянных скамеек для больных не придумано больше никаких удобств – ни кондиционеров, ни кулеров с водой, ни других более мягких сидений.
«Пациенты думают, что мы развлекаемся»
Рабочий день участкового врача начинается в 8 утра. Пятничное утро терапевта Валентины Ивановны ближе к 9 набирается обороты. На потоке – пациенты, анализы, больничные листы, льготные рецепты, карточки, «прилягте на кушетку», «зайдите попозже» и «медсестра сейчас выйдет». По словам врача, дверь в их кабинет не закрывается. Такая система: получил рецепт – ушел, подписал – пришел.
Рабочий день участкового врача начинается в 8 утра. Пятничное утро терапевта Валентины Ивановны ближе к 9 набирается обороты. На потоке – пациенты, анализы, больничные листы, льготные рецепты, карточки, «прилягте на кушетку», «зайдите попозже» и «медсестра сейчас выйдет». По словам врача, дверь в их кабинет не закрывается. Такая система: получил рецепт – ушел, подписал – пришел.
Нелегко приходится и медсестре – она тоже крутится как белка в колесе. Вся бумажная волокита входит в ее зону ответственности. На столе и около него, на подоконнике и стульях, под кушеткой, в шкафу и рядом с раковиной лежат кипы карточек и результатов анализов сотен человек. Без «последствий» выйти из кабинета медсестре практически невозможно. Все пациенты налетают со справками и талонами, как голодные птенцы на мать, вернувшуюся с охоты. «Очень трудно приходится в пятницу, - рассказывает медсестра Лариса Анатольевна. – Мало того, что все высыпаются и приходят только под конец смены, еще и с этими больничными листами… Закидать могут! Каждый просит просто подписать. Но мы так не можем. Всех нужно осмотреть и понять, здоров ли человек, можно ли его отпустить на работу».
Во время работы участковый врач больше напоминает регулировщика, направляющего людей к нужному специалисту. Он – некая отправная точка, с которой начинается кросс оздоровления пациента и на которой в итоге все заканчивается. «Все думают, что мы просто развлекаемся, отправляем на анализы, потому что захотелось нам! – смеется Валентина Ивановна. – Делается это для того, что исключить серьезные заболевания и понять причину недомоганий».
Закончив смену, врач умело перевоплощается из доктора в спортсменку. Кроссовки, джинсы, курточка, большая сумка – и понеслась! «Над нами подшучивают иногда. Говорят, что участковые у нас очень стройные. Конечно. Много адресов. А еще, бывает, иду пешком на 15 этаж. И это действительно так».
Закончив смену, врач умело перевоплощается из доктора в спортсменку. Кроссовки, джинсы, курточка, большая сумка – и понеслась! «Над нами подшучивают иногда. Говорят, что участковые у нас очень стройные. Конечно. Много адресов. А еще, бывает, иду пешком на 15 этаж. И это действительно так».
Ожидающие врача на дому давно уже покинули ряды обычных пациентов. По словам Валентины Ивановны, каждый больной – как родня для доктора. «Мы все-все о них знаем. Знаем их семьи, их жизнь. В подробностях истории болезни и даже место в доме, где хранятся таблетки».
«Следующий, заходите!»
Прием пациентов проходит приблизительно по одной и той же схеме: сначала некое анкетирование – ряд вопросов для выявления причины заболевания, затем измерение артериального давления, прослушивание шумов в легких с помощью стетоскопа, пальпация и осмотр горла медицинским шпателем. А после – несколько вариантов развития событий: либо врач выписывает новый метод лечения и направление к специалистам, либо снимает с больничного, констатируя стопроцентное выздоровление.
Случается, что участковый становится для своих больных не только терапевтом, но и психологом. Некоторые пациенты со слезами на глазах рассказывают на приеме о своих проблемах. Причем эти проблемы не всегда касаются только здоровья. «Они приходят к нам и делятся переживаниями, жизненными трудностями. Для них это очень важно, и мы, конечно, выслушиваем». Во время приема одна женщина расчувствовалась и выразила благодарность врачам. «Вы знаете, милее человека нет, чем Валентина Ивановна. С 16 лет хожу к ним. Ни разу не жаловалась. Хорошо, что есть такие врачи».
Среди пациентов Валентины Ивановны есть и знаменитые персоны. Валерий Петрович Козловский раньше работал скрипачом в «Театре музыкальной комедии». Как шутят врачи, проблемы со здоровьем у музыканта начались, потому что курил 30 лет и сидел на сквозняке в оркестровой яме. Подход к проблемам с юмором является неотъемлемой составляющей работы врача. Случается, что кабинет наполняется громким смехом и искренними улыбками.
«Наша работа – кроссворд»
После двухчасового (в лучшем случае!) ожидания можно себе представить, в каком состоянии пациент заходит в кабинет. Это усложняет докторам и без того нелегкую работу. Как рассказала Лариса Владиславовна, заведующая поликлиникой №1, каждый из участковых врачей принимает до 40 пациентов в смену вместо положенных 20. Также количество посетителей увеличивается в разы, когда кто-то уходит в отпуск или на больничный. Установленных 10 минут на один прием чаще всего не хватает. «Наша работа – как кроссворд. Нужно правильно разгадать болезнь пациента, назначить лечение. На одного может потребоваться 5 минут, на другого же – 40. Попробуй, уложись».
Образ агрессивного и равнодушного врача не более чем плод воображения, основанный на излишней эмоциональности и нетерпимости людей. Несмотря на ограниченность в минутах, врач старается внимательно выслушать жалобу больного, максимально быстро выяснить причину заболевания, задать ряд дополнительных вопросов и вынести пациенту понятный для него вердикт. «Что касается тех, кто состоит на нашем участке, о них мы знаем все. Когда они приходят на прием, мы спрашиваем о текущем состоянии здоровья и в соответствии с тем, что нам было заранее известно, выписываем лечение. Труднее всего с теми, кто пришел впервые. Мы о них ничего не знаем. И времени уходит больше», - рассказывает Валентина Ивановна. Также врач отмечает, что большинство посетителей – это пенсионеры, в частности гипертоники и льготники. А с ними нужно быть не просто профессионалом, но и внимательным и очень добрым человеком.
Как правило, смена не обходится 4 положенными часами. Приемы растягиваются до 6 часов. При этом доктора переходят из кабинета в кабинет, так как ближе к полудню им на ноги уже наступает вторая смена. Об обеденном перерыве врачи и вовсе не мечтают. Несмотря на то, что при поликлинике есть своя столовая, времени забежать в нее не остается. «У нас есть, конечно, технологический перерыв в 15 минут. Но мы не можем себе этого позволить. Народ и так ждет долго и очень злится».
Бумажная волокита, взваленная на плечи докторов, также не заканчивается в часы приема. Большая часть работы уходит на дом. Как признается Валентина Ивановна, заниматься этим приходится вечерами. «Порой засиживаюсь до 3 часов ночи. Конечно, это влияет на отношения в семье. Уделяется меньше внимания мужу, детям. Но работа есть работа». Кроме этого, по окончании рабочего дня врачи ходят по подъездам и разносят «приглашения» на прохождение диспансеризации. «Люди сами не идут. Приходится с доставкой на дом». Ольга Анцирева, Европейско-Азиатские Новости.