РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 16:07

Давление, угрозы, шантаж. Иностранные сети в Екатеринбурге глазами профсоюзов

© Фото из открытых источников
Число иностранных ритейлеров в Екатеринбурге растет. Metro, «Ашан», OBI и многие активно расширяют бизнес и вместе с ним – штаты. Отличается ли работа в них от работы в отечественных торговых точках, зачем ритейлеры запугивают сотрудников и есть ли шанс отбиться от агрессивного работодателя, - в интервью ЕАН рассказал председатель первичной профсоюзной организации «Транснациональные сети» ФПССО Александр Брусницын.
- Александр Сергеевич, сотрудники каких транснациональных торговых сетей чаще всего обращаются к вам за помощью и в каких ситуациях?
- Обращения поступают от работников абсолютно всех сетей, но приходят они к нам, как правило, тогда, когда их грозят уволить или уже уволили.
Российский Трудовой кодекс не позволяет уволить работника одним днем, как это обычно бывает в США. Часто в американских фильмах мы видим, когда сотруднику объявляют, что он что-то сделал не так или просто не сделал, и он с коробочкой и фикусом тут же идет на выход. У нас же так сделать нельзя, и работодатели зачастую ищут альтернативные способы расстаться с не угодным им человеком.
Как правило, схема одна и та же: работнику дают задание, которое либо частично, либо полностью невозможно выполнить. И в последующем за невыполнение этой работы выносят дисциплинарное взыскание. При нескольких подобных эпизодах сотрудника уже можно уволить по статье. Но чаще всего работодатель начинает шантажировать подчиненного, говоря: или ты пишешь заявление сам, или будешь уволен по статье и потом уже никуда не устроишься. Это самая распространенная схема, которая используется повсеместно, и в том числе в транснациональных сетях.
Причем часто за помощью к нам обращаются не рядовые сотрудники, а управленцы. Бывает, что сменится высшее руководство и хочет привести в регионы своих людей, а предыдущих руководителей – уволить, дабы не мешали создавать свои правила. Мы даже думали создать отдельную профсоюзную организацию для менеджеров. Региональные управленцы транснациональных корпораций порой получают зарплату в 300-500 тыс. рублей в месяц, и им есть что терять.
- На прошлой неделе сообщалось, что вы помогли отстоять права двух сотрудников магазина сети Metro. В чем суть их конфликта с работодателем?
- Этих работников привлекли к дисциплинарной ответственности за отсутствие контроля сроков годности товаров. Но по факту они и не должны были этого делать, это не было прописано в их должностной инструкции. Нам удалось оспорить данное предписание, и ответственность с них сняли.
Случаи, когда работодатели пытаются незаслуженно наказать сотрудника, встречаются очень часто. Особенно много обращений от людей, которые работают, что называется, «в полях». Например, к нам обращался мерчендайзер из организации Philip morris, занимавшийся доставкой сигарет в торговые точки. Работодатель ставил перед ним заведомо невыполнимые цели – в один день отвезти товар в разные концы Свердловской области. В результате ему вынесли три дисциплинарных взыскания за невыполнение заданий и уволили. При этом убеждали, чтобы он не шел в суд. Мы туда все-таки обратились, было 7 заседаний, и каждый раз прилетал юрист Philip morris из Санкт-Петербурга. То есть компания потратила больше денег на перелеты юриста, чем на зарплату этого сотрудника, и в итоге проиграла суд.
- Часто возникают ситуации, когда в компании происходит несчастный случай и руководство пытается сложить вину на работника. Есть ли у вас подобные примеры, если говорить о транснациональных сетях?
- Да, например, в магазине Metro на улице Металлургов несколько лет назад был несчастный случай, связанный с нарушениями правил охраны труда. Работница на электропогрузчике снимала с верхнего этажа стеллажа напитки. Она подняла погрузчиком один паллет, а второй, находившийся рядом, обрушился. Упали и разбились 2 тонны шампанского на большую сумму. Саму женщину спасло то, что погрузчик, на котором она работала, был качественный, обеспеченный защитным навесом. Она получила порезы, но осталась жива.
Компания попыталась обвинить в случившемся сотрудницу. Мы настояли на экспертизе, и по ее итогам выяснилось, что стеллаж, на котором были размещены напитки, не соответствует ГОСТам, выполнен не из того металла, который предусмотрен стандартами. Мы подали иск о возмещении морального вреда женщине, и суд постановил выплатить ей 50 тыс. рублей.
- Я слышала, что зачастую работники торговых сетей жалуются на то, что им приходится работать сверхурочно, при этом за переработку никто не платит. С такими случаями вы сталкивались?
- Не только сталкивались, но и нашли способ противостоять такому произволу со стороны руководителей. Часто бывает так, что приходит руководитель и говорит: нужно вечером остаться на работе. Но это не привлечение к сверхурочной работе, а пустословие начальника. На самом деле начальник обязан прийти и вручить приказ, в котором написано, со скольки до скольки человек должен задержаться. И эта работа всегда оплачивается. Если такого приказа нет, выиграть суд будет сложно – руководитель может сказать, что работник по собственному желанию остался на службе, не захотел идти домой.
В Metro мы решили этот вопрос следующим образом: создали специальные бланки актов о привлечении к сверхурочной работе и раздали их сотрудникам. Теперь, если к ним подходит начальник и требует остаться, работник дает ему на подпись этот бланк. Как правило, подписываться под ним менеджер не хочет, не желает платить лишние деньги, и в результате сотрудник вовремя уходит домой.
Впрочем, отмечу, что в транснациональных сетях ситуация с трудовой дисциплиной намного лучше, чем в региональных.
- Почему так происходит? Стараются соответствовать международным стандартам?
- Причина в другом: транснациональным сетям сначала нужно захватить рынок, а потом уже диктовать свои условия. Это только вопрос времени – когда транснациональные сети «скушают» всех остальных в России. Так, в США, Франции, Англии, например, есть лишь четыре ключевых оператора ритейла, которые занимают от 87 до 93% рынка (в зависимости от страны). В их числе Walmart, Metro, Ашан.
Когда Walmart в Америке начинал свой путь, он точно так же соблюдал все нюансы трудового законодательства. Сегодня же это самая антипрофсоюзная и наиболее нарушающая трудовое законодательство корпорация в мировом ритейле. Захватив весомую долю рынка, она начала диктовать условия и для работников, и для клиентов.
- Для работников – безрадостная перспектива. Что в таком случае они могут сделать для защиты своих прав?
- В первую очередь, нужно перестать относиться к руководителям, как крестьяне к помещикам, и объединяться. К счастью, в 2015 году в российском законодательстве произошли изменения, благодаря которым можно привлечь к ответственности компании-нарушители.
Административная ответственность работодателя до 2015 года ограничивалась двумя месяцами. То есть пока работник, которого незаконно уволили, подаст в суд, пока дело рассмотрят, уже этот срок пройдет. Теперь же на то, чтобы отстоять свои права, дается год. Если компанию признают виновной в их нарушении, на нее как на юрлицо, а также на ответственное должностное лицо будет наложен штраф. Два таких штрафа – и должностное лицо ждет дисквалификация. Поэтому главное – не поддаваться на провокации и не бояться отстаивать свои права.
Беседовала Мария Трускова.
almaceramica