Самой обсуждаемой уральской группой в мае стала «Курара». Пару недель назад поклонников коллектива шокировало сообщение: бессменный фронтмен бойз-бэнда Олег Ягодин решил уйти из группы. Информация перекочевала из поста в социальной сети во все СМИ региона. А сам Ягодин пропал и не отвечал на телефон. Через день после грандиозного концерта группы в «Доме печати» музыкант и актер согласился прервать молчание. В беседе с корреспондентом ЕАН Ягодин рассказал, что происходит внутри группы. Кроме того, не обошел и другие темы. О трактовках песен с альбома «Пуля», нелюбви к кальянам и спортивном мероприятии, на котором хочет побывать Олег, - читайте в нашем материале.
- Вы любите ездить на велосипеде. Велосипеды упоминаются и в ваших песнях «Надо больше хорошего» и «Плеер». Какие бы изменения в транспортную ситуацию в городе вы внесли как велосипедист?
- Мне все нравится в этом отношении в Екатеринбурге. Я бы ничего не изменял. Вот в Европе, например, нельзя ездить не по велосипедным дорожкам. А у нас все отлично с этим. Имею в виду себя лично. Все устраивает. Езжу на велосипеде марки «К-2».
- Как вы оцениваете различного рода проекты, такие как «Велогород» и «Майская велопрогулка»? Не принимали участие ли и нет ли желания?
- Да, эти проекты - крутая вещь, очень хорошая штука. Прямо супер! Но самому пока не довелось в них поучаствовать. Постоянно забываю о датах проведения. Только вижу, как уезжают все уже (смеется).
- Фильм «Кроткая» с актрисой Коляда-театра Василиной Маковцевой в главной роли остался без наград на Каннском кинофестивале. Как вам эта картина и согласны ли вы с мнением жюри?
- Ты шутишь, да вот не все ли равно. У нас каждый в Канны ездит, что ли? Это супер. Полтеатра в Каннах засветилось. Это уже награда. Сергей Лозница большой режиссер, я очень люблю его фильмы. Вот Серега Колесов ездил несколько лет назад на фестиваль. Так что все в порядке.
- Деятелей культуры недавно потрясли обыски в Гоголь-центре у режиссера Кирилла Серебренникова. Многие выразили поддержку Серебренникову в этой ситуации. Каково ваше видение произошедшего: это спланированный ход власти, провокация или случайная ошибка?
- Понятия не имею, честно говоря. Может быть и первое, и второе, и третье. Но Серебренников первым поставил пьесу нашего уральского драматурга Василия Сигарева «Пластилин», и в общем-то все удачно пошло. И с Серебренниковым, и с Сигаревым. Вот такая вот у нас театральная связь. Жалко, если с ним что-то произойдет. Ребята из нашего театра ходят на все спектакли, смотрят их. Я редко куда хожу.
- В уральском роке все больше негативных тенденций: Вячеслав Бутусов распустил «Ю-Питер», «Смысловые галлюцинации» распались, подающая надежды группа «Нева» прекратила существование. В чем причина, на ваш взгляд, такого вектора?
- Скажи, а тут и «Курара» еще! По-моему, жанр сдыхает. Что касается нашей группы, то она не прекращает существование. Не дождутся!
Время лечит. На самом деле мы скандалим в пух и прах примерно два раза в год. Мы этим составом мы играем лет восемь, а с Юрой Облеуховым (гитарист «Курары», - прим. ЕАН) знакомы лет двадцать. Сейчас, конечно, тяжело играть такую музыку. Вообще любую музыку. Как я уже сказал: жанр выдыхается. Но мы делаем все вопреки. Все нормально будет.
- Различные источники говорят, что вы все в «Кураре» почти братья.
- Можно и так сказать, да... Кто бы мог подумать, что творчество «Курары» затянется так надолго. Но стоит сказать, что мы все полные противоположности.
- Позавчера на концерте в «Доме печати» было огромное число камер и видеооператоров. Концертный фильм снимаете? Расскажите о нем.
- Вот ходят ребята и снимают. Лучше поинтересоваться у них. Смонтируют потом и волосы дыбом встанут. От них поступило предложение насчет фильма. Правда, я не знаю, зачем все это надо. Мы же все-таки не Aerosmith. Но говорят, что надо.
- То есть вы не считаете себя легендарной группой?
- Я считаю, что «Курара» - это самая офигенная группа в мире.
- В песне «Плеер» есть фраза: «В то время мало что вызывало доверие», - в которой явная ирония по отношению к перестроечным годам. А наше время у вас доверие вызывает?
- По-моему, ничего не меняется (смеется). Хотя город стал почище. А так принципы остались те же. В нашем городе все не благодаря, а вопреки, и все-таки главные в нашем городе те, у кого связи с милицией и бабла побольше. Все остальное не имеет никакого значения.
Мы тут недавно испытали это на собственном опыте с ребятами, в одном популярном баре. Выпили лишнего там. Нам часто задают вопрос: «В Екатеринбурге вас, наверное, всякая собака знает?» Так вот, никто нас не знает. (смеется). Так же, как не знают любых других ребят с любого другого двора. Наше время не вызывает доверия.
- В клипе на песню «Капитаны» появляется человек с вавилонской головой собаки. Что это символизирует?
- Это не собаки, а лисы. Есть такая группа Foxtronika, и у них там головы лис. Мне они очень понравились. Решил их использовать. Они же и в клипе на песню «Про футбол» появляются. Лисьи головы - это красиво. Альбом же с Вавилоном связан.
- Сюжет с убийством одного из сутенеров и бегством на улицу Посадскую основан на реальных событиях?
– Это выдуманный сюжет. Как-то я был в милиции для того, чтобы подать заявление о пропаже велика, и увидел там девушку. Просидел, кстати, весь день в отделении. И за весь день наблюдал за кабинетами, где происходили допросы. В одном из них сидела девушка с очень яркой биографией на лице, видно, что человек нелегкой судьбы. И вот из-за нее придумал эту историю.
- В песне «Пуля» вы обличаете современное общество, погрязшее в праздности. Об этом говорят строки «в своих кальянных слащавые, а в каждой твари еще по твари орут, пищат и переваривают». Почему вы посчитали необходимым спеть такую острую песню?
- Ничего я не обличаю, не преувеличивай. Ненавижу кальяны, честно говоря. Это такая дурь. Такая ерунда, не понимаю курения этого шампуня. Да дело даже не в кальянах. Как-то Лиза Неволина, великая Лиза из замечательной группы «Дзинь», пела в каком-то баре, таком же позолоченном, как в тексте песни. И сидел там один хмырь с кальяном и всем своим видом показывал, как он скучает. И я подумал: «Ну Лиза-то понятно зачем живет, а ты-то что делаешь?». Так что по сути дело не в курении кальянов. Пусть будет, если надо.
А протест весь в том, что у нас нет в Екатеринбурге баров нормальных. Как будто у нас в городе есть завод, который эти бары штампует и выплевывает. Культуры нет такой.
- В одном из интервью вы сказали, что у вас с Колядой телепатическое понимание. Можете привести примеры?
- Наверное так. Не помню, например, чтобы мы сидели с ним и разжевывали какую-либо роль. Он дает мне задачу, намек, и я начинаю ее разворачивать, как клубок. С Николаем Владимировичем очень легко работать, он умеет заполнить атмосферой с первой же репетиции будущий спектакль, так что сразу ясно, как и что играть.
- Происходили ли мистические случаи во время вашей театральной деятельности?
- Вся моя деятельность – мистика. И «Курара». и театр. Я до сих пор не понимаю, как все это произошло. Все очень мистично. Все как-то абстрактно происходит.
- Пока вы сняли два клипа с новейшего на сегодняшний день альбома «Пуля». Новые работы планируются?
– Когда соберусь с мыслями и передумаю распадаться, тогда будут новые работы.
- То есть все-таки вы хотите распадаться?
- Никто никогда не хочет распадаться, но есть вещи, которые нельзя терпеть. Но надо их терпеть. Как говорит Нина Заречная в пьесе Чехова «Чайка»: «Главное - уменье терпеть».
- Но в другом произведении Чехов написал: «Терпение – медицина бедных».
- Ух ты! Ничего себе. Слишком глубоко.
- В фильме «Мишень» ваш герой перестал стареть. Что бы вы сделали, если бы никогда не старели?
- Какой герой, я там появляюсь на три минуты. Так я же уже перестал стареть. Когда говорю кому-то, что мне сорок лет, говорят: «Ничего себе!» Не думал об этом. А вообще у меня сейчас все болит: от пяток и до макушки. Вот такое вот старение. Иногда так хочется и пить, и курить, и все подряд, но ничего нельзя.
- Вы как-то сказали, что у уральцев особое чувство юмора. Какие шутки уральские, недавно услышанные, вас рассмешили больше всего?
– Ну вот после этого инцидента в баре я спрашиваю у сотрудника полиции: «Давайте вот без протокола, а где пить-то в нашем городе?» А он: «Дома пейте!» Екатеринбург очень раскрепощенный, но это город, где нельзя пить. Цирк, в котором нельзя смеяться. В Питере вот можно пить, а в Екатеринбурге пить нельзя. Я пью редко, но метко, но в Екатеринбурге постоянно попадаю в различные ситуации.
- Песня «Паническая атака» о том, как здравомыслящий человек внезапно осознает всю ужасность окружающей действительности и ему хочется закричать?
- Да, иногда потряхивает от всего окружающего. Мне Ярослава Пулинович сказала: «Это паническая атака! Тебе надо к врачу». Вот такой вот термин. Он мне очень понравился. Бывает, так потряхивает ни с того ни с сего. А это, оказывается, вот в чем дело. Я реально ненавижу сук. Чувствительный я очень.
- Вы говорили, что счетчиком для вас является совесть. А стоит ли ждать от общества действий по совести?
- Ничего не надо ждать. Вообще никакой реакции не нужно ждать. Артистов, например, которые ее ждут, сразу видно. Есть те, кто реагируют на публику и играют на нее, и есть те, кто нет. Так же и с обществом. Я, кстати говоря, читал роман недавно, и там один из героев сказал: «Я делаю добро и ничего не жду взамен. Без сдачи». Мне понравились эти слова.
- Вашей группе посвящена самая большая глава книги об уральской музыке Антона Касимова и Дмитрия Мелких «Малахитовые гитары». Поразительно, но там совсем нет разговоров с вами и очень много общения с Юрием Облеуховым. Вы сами отказались?
- Не отказывался. Мы с Антоном друзья. Ходили-ходили, общались. Он на интервью наших сидел. Но потом решил не вставлять наши разговоры.
- Теперь обратимся к вопросу, который волнует всех. В мае в официальной группе во «ВКонтакте» вы написали, что покидаете группу, потому что, как вы выразились, «так надо». В итоге вы уходите из группы или нет?
- Запись написал я сам. А ребята удалили. Что значит ухожу? Говорят, что это я, дескать, с ума сошел. Тогда я ночь не спал, думал, как остановить творящееся безумие в группе, и катнул этот пост. Оно долго накапливалось. Терпели, терпели, а потом раз - и все. Это касается сложных отношений между музыкантами. Юра и Саша порой не выносят друг друга, у Васи запои периодически, а порой запои у нас с Юрой, а Вася как огурец, да и я не подарок. А вообще если у тебя свое дело, своя группа, своя газета, свой театр, ты каждый день отвоевываешь.
Короче, психанул. Ну и концерты не отменить. У нас нет таких денег, чтобы это можно было сделать. Поэтому надо доигрывать. Мы сходили тут втроем после спектакля «Сашбаш» в бар, чтобы пообщаться и обсудить всю ситуацию, но посиделки вышли не очень приятными. Говорит нам охранник: «Вас тут развелось что-то много таких». Да кого тут нас развелось, орел? Так что хотя бы вопреки козлам таким мы будем играть.
- Вспомнил сразу фразу из вашей песни «Локомотив»: «Проводницы не улыбаются»...
- Кстати, нам в последнем туре везло и с таксистами, и с проводницами. Видно, что-то поменялось. А раньше да. Только подходишь, а тебе сразу: «Если что-то не так будет, на первой же станции высажу!» Мы даже рта еще не успели открыть, а они так.
- У музыкантов часто есть фетиш в виде каких-то мест. У Кузьмина, например, это были вокзалы. А у вас?
- Дорога. Больше всего песен у нас про таксистов. Мне очень нравятся перелеты, переезды. Иногда мне не хочется, откровенно говоря, никуда приезжать, а ехать еще двое суток не останавливаясь. Это круто.
Беседовал Павел Пивоваров