Паника, вызванная информацией о грядущем принудительном расстеклении балконов за счет екатеринбуржцев, преждевременна. По ряду причин эта инициатива мэрии труднореализуема. Обо всех нюансах возможной реновации мы попросили рассказать управляющего УК ЖКХ Октябрьского района Михаила Плешакова. Эксперт ответил на актуальные вопросы и прокомментировал самые распространенные общественные страхи.
Кто нас будет штрафовать, если мы откажемся расстеклять балконы?
Заставить екатеринбуржцев переделывать свои балконы на самом деле крайне проблематично, хотя зачастую это необходимо (не в интересах эстетики, а исходя из вопросов безопасности). Да, застекление или другой «апгрейд» можно расценить как несанкционированную перепланировку жилого помещения. И в связи с этим собственника можно привлечь к административной ответственности. Либо обратиться в судебные органы для восстановления и приведения в первоначальный вид. Сделать это может областная Госжилинспекция либо УК. Мэрия, которая выступает инициатором расстекления, соответствующими полномочиями не обладает, что бы там ни говорили.
Власти начнут подавать веерные иски в суды. Там-то точно правда будет на их стороне.
Да, теоретически могут инициировать вопрос переделки балкона через суд. Но этот путь очень долгий и затратный. Собственники, возможно, начнут затягивать разбирательство. Один из способов – это подготовка документов о перепланировке (балкона) с приложенным проектным решением и подача документов на узаконивание. Даже если решение будет не в пользу собственника, потребуется время на выдачу исполнительного листа и передачу его судебным приставам. К ЧМ-2018 они просто не успеют.
Кроме того, не забывайте, о каком огромном количестве таких исков может идти речь. Вряд ли чиновники все это потянут организационно.
Расстекление выгодно управляющим компаниям. Это большие деньги.
Теоретически инициировать расстекление может и управляющая компания, но, откровенно говоря, УК в этом не заинтересованы. Они в любом случае будут занимать сторону собственников, поскольку хорошие отношения с жильцами – это залог успешности бизнеса. Управляющие компании всегда отстаивают интересы собственника, при этом не выходя за рамки правового поля. Более того, если люди будут выступать против реновации, то не исключено, что коммунальщики помогут им судиться.
Как отбиться от мэрии?
Я не уверен, что глагол «отбиваться» здесь уместен.
В постановлении мэрии не говорится о расстеклении конкретных балконов. Там приведен список домов, собственники квартир в которых должны разработать паспорта фасадов этих зданий. Собственно, эти паспорта и будут служить документами, в соответствии с которыми жильцы должны переделывать балконы (не обязательно расстеклять - возможно, что и наоборот, застеклять).
Таким образом, в случае утверждения паспорта у чиновников появится инструмент для воздействия. По этой причине жильцам некоторых домов невыгодно разрабатывать эти самые паспорта. Кроме того, в силу опыта смею предположить, что оперативно принять единое решение собственникам многоликих балконов будет проблематично.
Принудить к проведению собрания жильцов дома невозможно.
Еще один важный аспект: паспорт фасада будет регулировать параметры вывесок расположенных в доме коммерческих структур. Соответственно, если кто-то из них под эти параметры не попадет, расстекление не только обернется бунтом жильцов, но и вызовет недовольство у коммерсантов. Найдите с предпринимателями общий язык, действуйте сообща. Тут уже мэрия может смягчиться, ссоры с бизнесом для нее – лишние хлопоты.
Если жители не против расстекления, можно ли о чем-то торговаться с мэрией?
Екатеринбургу, как цивилизованному городу, нужно стремиться к тому, чтобы добиваться единообразия фасадов. Однако мэрия должна изменить подходы к процессу. Чиновникам целесообразно пересмотреть список домов под расстекление. А жителям тех многоэтажек, где реновация остро необходима, дать что-то взамен. Например, провести за муниципальный счет ремонт подъездных путей или внутридворового пространства.