В Екатеринбурге начал свою работу уникальный детский Центр когнитивных технологий. Корреспондент ЕАН побывал на открытии и узнал, какие современные методики используют специалисты, что такое Fitlight-терапия и комплекс Timocco и как это помогает ребенку выздороветь.
Центр когнитивных технологий является структурным подразделением клиники «УГМК-Здоровье». На этой площадке работают 20 сотрудников, некоторые среди них с редкими специальностями, например, детский нейропсихолог, музыкотерапевт и арт-терапевт.
Когнитивные технологии – это современные методики немедикаментозного лечения и реабилитации детей с неврологическими и психическими проблемами. Упражнения с использованием новейшего оборудования ускоряют процессы развития головного мозга и координируют работу нервной системы.
Торжественное открытие Центра когнитивных технологий состоялось вчера, но родители приводят своих детей на занятие в течение недели. В Центре помогают детям с ДЦП, аутизмом и другими психоневрологическими проблемами, а также проводят занятия со здоровыми детьми, помогая им улучшить память и концентрацию внимания.
«На самом деле сюда приходят детки с достаточно распространенными проблемами, которые были всегда. Основным контингентом являются дети с нарушениями речевого и психологического развития, как в рамках психической патологии, так и в рамках неврологической патологии, начиная от легких состояний, заканчивая тяжелыми болезнями или проблемами. Суть всех методик в совокупности, которые в нашем центре представлены, заключается в том, чтобы дополнить лечение детей, которое испокон веков сводилось к медикаментозной терапии и к работе педагогов, тренировкой высших психических функций», - рассказывает директор центра Майя Скляр.
Центр когнитивных технологий предлагает разные программы, представляющие собой тренажеры для разных отделов мозга, среди которых «Интерактивный метроном», Fitlight, БОС-терапия, программа мозжечковой стимуляции, комплекс Timocco, биоакустическая коррекция и другие. При этом специалисты поясняют, что ребенок, приходя на терапию, воспринимает тренировку как игру.
Комплекс Timocco - это развивающий комплекс с использованием видеобиоуправления. Ребенку дают в руки два предмета. С помощью веб-камеры программа отслеживает движения тела и жесты ребенка и отображает это на экране. Ребенок в это время играет с персонажем на экране, выполняя его просьбы. Во время терапии с ребенком занимается инструктор. Задачи подбираются под возраст и проблему, с которой приходит пациент. Технология помогает развивать двигательные и коммуникативные навыки у детей со склонностью к гиперактивности.
Методика Fitlight также проводится в виде игры. Перед ребенком располагается конструкция со светодиодами разных цветов, которые начинают светиться с запрограммированной скоростью. Задача ребенка – успеть затронуть лампочку с нужным светом. Это учит ребенка концентрировать внимание, улучшает моторные навыки и координацию, развивает мышление и помогает управлять тревогой. Программа применяется в лечении пациентов с аутизмом, синдромом дефицита внимания и когнитивными проблемами.
«Эти программы помогают детям преодолевать те проблемы, с которыми они приходят. Все методики пришли к нам из других стран. В основном это американские методики, также применяются несколько израильских технологий, но если за рубежом они применяются довольно давно, то в Москве, Санкт-Петербурге появились гораздо позднее, а в Екатеринбурге – в последние два года», - поясняет Майя Скляр.
Помимо специализированных методик Центр когнитивных технологий предлагает и занятия по музыко- и арт-терапии и песочной терапии, сеансы с психологом. Занятия обычно проводятся в группах. Это помогает ребенку наладить контакт с другими детьми, вызывает положительные эмоции и мобилизуют резервные силы ребенка.
«К нам очень часто приходят дети с нарушениями развития. Основная жалоба у родителей – ребенок не понимает речь. Раз не понимает речь - значит не может заговорить: нет контакта, нет взаимодействия. И те методики, которые мы подбираем, формируют такой результат, когда ребенок в семье приобретает новое качество, то есть ребенок начинает взаимодействовать с родителями, с детьми. Это так называемые аутистикоподобные синдромы, когда это не истинный аутизм, а состояние, которое скрывается под маской аутизма. Благодаря этим методикам ребенок выходит из "скорлупы" и взаимодействие становится абсолютно полноценным», - рассказывает детский врач-невролог Елена Шаронова.
В регионе очень много детей нуждаются в подобной терапии. Как сообщает директор Центра когнитивных технологий, до открытия учреждения с потоком пациентов было справиться довольно тяжело, так как не хватало времени, не было специальной площадки – приходилось ютиться в помещении детской поликлиники. Сейчас Центр находится в отдельном помещении площадью 300 кв. м. Это помогает решить проблему очередей к специалистам: до этого приема приходилось ждать по два-три месяца.
«Для первичной диагностики у нас работают врачи-неврологи, врачи-психиатры, психотерапевты, нейропсихологи и клинические психологи. Для каждого ребенка вырабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут. Это дополняется также музыкотерапией, арт-терапией, песочной терапией», - объясняет директор Центра когнитивных технологий.
В торжественном открытии уникального детского центра приняли участие генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын, директор медицинского центра «УГМК-Здоровье» Михаил Скляр и ректор Уральского государственного медицинского университета Ольга Ковтун.
«Кроме того, что это интересно, это помогает ребятишкам, а самое главное – помогает их родителям. В результате они понимают, что все не так сложно, как они себе это представляли. И, оказывается, что те проблемы, которые казались нерешаемыми, возможно преодолеть: ребенок сможет вступить в жизнь более самостоятельным и подготовленным. И все это в короткий период: сессия, сессия, сессия… 15 дней, три месяца – это тот срок, ради которого стоит потерпеть, чтобы ребенок был здоровым», - признается Андрей Козицын.