ЕАН представляет новый информационный продукт - политические итоги недели от политтехнолога Александра Пирогова. Главное событие недели - глазами профессионального эксперта.
Александр Викторович Пирогов.
Политконсультант, политолог.
Родился 4 июля 1981 года в Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
С 1998 года руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнеры».
В активе более 100 успешных избирательных кампаний различного уровня.
2015-2016 гг. начальник Информационно-аналитического департамента администрации города Екатеринбурга.
Пирогов - член РАСО, Российской ассоциации политической науки, Уральской гильдии политических консультантов, учредитель музея истории выборов
Сити-менеджер Александр Якоб подвел итоги пяти лет работы, выступив в докладом на заседании гордумы. С большой долей веростности, менее, чем через полгода Якоб покинет свою должность. Чем он нам запомнится.
Якоб. Введение
Александр Якоб – личность безусловно великая и противоречивая, как и его исторические предшественники, боровшиеся за свободу и равноправие во Франции. Да, впрочем, как и вся уральская политика, породившая немало таких же великих и противоречивых «глыб», от Рябова и Ельцина до Росселя и Чернецкого.
Якоб. Атмосфера
За восемь лет правления Якоба было всякое. Сериал «Карточный домик» совершенно спокойно можно было бы снимать у нас в Екатеринбурге. От такого количества интриг, разводок, взлетов, падений, всяческих турбулентностей нашей политической жизни у зрителей бы точно случился катарсис (ну ладно, просто голова бы пошла кругом). Закат Росселя и Чернецкого, жесткое руководство и такая же жесткая авария Мишарина, Куйвашев и Ройзман, отъем полномочий, «Область в огне», Тунгусов и Куйвашев, отмена выборов.
Вырос целый район Академический, разрушались и строились «Пассаж» и Центральный стадион, не находил себе места храм, прошло семь «Иннопромов» и две заявки на «Экспо», последним бастионом эпохи пала башня.
Якоб. Начало. 1977 – 2006
А началось все в Верх-Исетском районе. На заводе ЭМА. Потом администрация района, главный по ЖКХ, зам районного главы. Все это можно прочитать в биографии. Любопытны случайности. В 2003 году Терешков – глава Верх-Исетского района, замом которого и был Якоб, предал Чернецкого. Выдвинулся на выборы мэра, заявив, что Чернецкого окружают инвалиды – люди, у которых ампутирована совесть.
Далее Александр Эдмундович становится главой района, и уже через два года Чернецкий забирает его к себе первым замом.
Якоб. Становление. 2006 – 2010
Якоб пашет не покладая рук: контролирует строительство метро, роддома, детских садов, занимается ЖКХ, льготным проездом и прочим, прочим, прочим. В общем – первый зам третьего по значимости мэра страны.
В 2010 году новый губернатор Мишарин убирает мешавшего ему Чернецкого. Ликвидирует выборы и вводит двуглавую систему. Но выполняет условие – сити-менеджером Екатеринбурга становится Якоб. Как переходная фигура до 2013 года он всех устраивал. Чернецкий сохраняет влияние, Мишарин получает контроль над городом.
Рождается мем - «коллективный Чернецкий».
И снова случайность. 2012 год. Мишарин едва не погибает в автомобильной аварии. Приходит новый губернатор Куйвашев, а с ним – и новые договоренности.
В 2013 году город выбирает новую думу и нового главу. С большим трудом дума утверждает Якоба главой администрации на новый срок.
Якоб. Власть. 2010 – 2018
Власть перешла к Якобу вместе с командой. Это было серьезное испытание для администрации. Именно в этот время Владимир Тунгусов вышел из тени и помог удержать систему от коллапса. Команда обновилась. Ушел Контеев. Якоб смог стать полноправным руководителем города. Чернецкий сохранил авторитет и уважение, но «коллективный Чернецкий» перестал существовать.
Время шло. Якоб шел рядом
Так получилось, что при его руководстве лицом города стал Евгений Ройзман. И если у рядовых обывателей не было особого понимания, кто из них главнее, то у власти и особенно у муниципальных служащих двоемыслие даже в голову не могло прийти. Ведь именно Якоб и его команда все эти годы ежедневно управляли сложнейшими процессами жизнеобеспечения огромного мегаполиса. Не особо рассказывая жителям о своих заслугах. И совершенно напрасно, кстати.
Непубличные чиновники, пусть и невероятно эффективные, обречены на забвение. Кто сейчас вспомнит Евгения Порунова? А ведь он был главой Екатеринбурга – председателем думы до Ройзмана.
Однако и тут Якоб свои слабые стороны умел использовать с умом. Избегая и тяготясь публичности, он спокойно, интеллигентно и с юмором переигрывал многих публичных политиков, оставаясь порядочным, тонким и открытым человеком.
Боролся за возврат полномочий, за увеличение финансирования, за ремонт дорог, за сохранение независимости.
Он не снискал любовь широких масс (да и цели такой не было), но приобрел колоссальный авторитет у элит.
Поэтому, несмотря на окончание контракта, уверен, забвение ему не грозит.
Якоб. Эпилог
Говорят, что Александра Эдмундовича с нетерпением ждут многие корпорации и компании: от УГМК до «Синары», от Водоканала до разных банков. Он мог бы стать ценным приобретением для многих.
Но лично я хотел бы, чтоб он пожелал остаться главой. Уже единым и сильным. С новыми полномочиями и новыми амбициозными планами.
Тогда, быть может, некоторые идеалы якобинцев XVlll века в вольной екатеринбургской интерпретации – свобода, независимость, городской суверенитет – не будут выжжены будущими термидорианцами.
Потому что не хочется через пять лет говорить: «А помните, как круто было при Якобе?»