В Ельцин Центре в «Ночь музеев» состоялось торжественное открытие выставки исторических фотоснимков из архива ТАСС «Главные кадры». В чем заключается уникальность фотовыставки и чем впечатлила экспозиция Наину Ельцину – в репортаже ЕАН.
Несмотря на то, что официальное открытие выставки было назначено на вечернее время, уже днем в атриуме Ельцин Центра можно было встретить экскурсоводов и понять главные фишки масштабной выставки.
Около 20 стендов с фотографиями разной тематики: ТАССвершения, ТАССозидание, ТАССпорт, ТАССевер, ТАССцена, ТАССтолица, ТАССвятыни и другие. Кстати говоря, любой желающий может скачать мобильное приложение ТАССнимки, по сути заменяющее экскурсовода. Стоит только навести камеру смартфона на фотографию, и вы сможете более подробно узнать о событии на снимке и о фотографе.
На одном стенде представлены уникальные кадры, посвященные освоению космоса, первым его покорителям и в целом тому времени, когда всех космонавтов в стране знали по именам. Здесь – снимки из центра подготовки космонавтов, фото первых запусков космических кораблей и очень личные, камерные портреты покорителей космического пространства.
Один из самых интересных – ТАССвершения – кадры из жанра научной фотографии: искусственный небосвод, ранцевый аэродвигатель, бионические протезы и экспериментальные операции по трансплантации органов.
Стенд ТАССражения производит особое впечатление. Здесь представлена фотохроника времен Великой Отечественной: работы великого военного фотокора Евгения Халдея, который прошел со своей «Лейкой» от Мурманска до Берлина и фактически создал фотолетопись войны; снимки Эммануила Евзерихина, который заснял почти каждый день Сталинградской битвы; кадры Москвы военного времени Наума Грановского и многие другие фото.
ТАССинема, ТАССовременники, ТАССцена – стенды, от которых сложно оторваться. Здесь – фотоснимки выдающихся артистов, актеров, деятелей искусства. Эдита Пьеха, поющая в душе, Иннокентий Смоктуновский в период съемок «Гамлета», Марлен Дитрих в Москве, Мстислав Ростропович, покидающий страну. Элизабет Тейлор и Джина Лоллобриджида, появившиеся на Московском кинофестивале в одинаковых платьях, – фотограф схватил недоумение на их лицах при первой встрече.
В конце выставки расположен павильон, внутри которого можно найти информацию об истории появления ТАСС, а снаружи – исторические кадры начала прошлого века. Фотоснимки как мозаика складываются в одно эпическое полотно и создают ощущение мощного, стихийного течения жизни. Жизни не только государства, но и всех людей, судьбы которых связаны с запечатленными событиями.
Ближе к вечеру площадка перед выставкой в атриуме наполняется людьми. На торжественном открытии присутствуют генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, вдова первого президента Наина Ельцина, куратор выставки Нина Гомиашвили, заместитель губернатора области Павел Креков и исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов.
«В моем понимании фотография – это особенное, очень эмоциональное искусство, которое волнует, поскольку прошлое всегда навевает воспоминания. И вспоминаются, безусловно, и тяжелые, и радостные моменты жизни. И я даже не ожидала, что фотографии ТАСС, которые, казалось бы, касаются только страны, так взбудоражат меня лично. И я думаю, чтобы посмотреть эту выставку, одного дня будет мало. Сюда будут приходить еще и еще», - признается Наина Ельцина.
Поражает тот факт, что работа над оцифровкой фотографий длилась около двух с половиной лет. В итоге специалисты обработали более 850 тыс. снимков, ранее хранившихся в ящиках с негативами. Как выглядел архив до оцифровки, можно увидеть в начале экспозиции в специальной зоне, где представлены альбомы со снимками и подписями к ним.
«В каждом ящике фотография – подписанный негатив, который лежал в конверте. На печатной машинке сделана подпись – тема, кто автор, когда снято. Здесь мы экспонируем пару альбомов, где это все показано. Сейчас это все существует в цифровом виде, то есть мы подарили снимкам практически вечную жизнь», - поясняет гендиректор ТАСС Сергей Михайлов.
По словам гендиректора ТАСС, подавляющее большинство фотографий никогда не публиковались – в этом и заключается уникальность экспозиции.
Название выставки многозначно. По замыслу, «Главные кадры» – это выставка не только о снимках и событиях, но и о людях, которые их создавали, – ветеранах отечественной фотожурналистики.
Впрочем, этими интерпретациями проект не ограничивается. Каждый сможет найти в этой выставке нечто главное и уникальное для себя лично.
Не упустите эту возможность. Выставка продлится в Ельцин Центре до 12 июня. Вход свободный.