В Техническом университете УГМК 3 августа прошла выставка лучших инженерных работ старшеклассников, принимающих участие в «Инженериаде УГМК». О том, как школьники справлялись с реальными производственными задачами, почему подобные мероприятия важны для подростков и какой из проектов будет реализован в Верхней Пышме, – в репортаже ЕАН.
На часах 10:30, в холле второго этажа Технического университета кипит работа – участники «Инженериады» готовятся к защите своих проектов. В течение десяти дней 95 школьников из девяти регионов страны при поддержке Свердловского регионального министерства образования в загородном центре «Таватуй» Дворца молодежи трудились над решением реальных производственных задач, которые поставили перед ними специалисты УГМК.
Изначально ребят разделили на шесть команд, в которых они работали над проектами в области робототехники, логистики, энергетики, урбанистики, цифровых технологий и биоинженерии. Школьники с головой погружались в производственные процессы конкретных промышленных предприятий, изучали основы проектирования, технического конструирования, программирования и моделирования. А сейчас должны представить итоги проделанной работы.
В это же время в конференц-зале университета уже собрались эксперты, которые будут оценивать проекты. Среди них – ведущие специалисты УГМК, представители промышленных предприятий региона, педагоги и ученые.
«Современный инженер – тот, кто может решать современные социокультурные проблемы, а также находить способы внедрения новых технических и технологических решений. Современный инженер – тот, кто может соединять в своем труде разные виды деятельности, но он также может различать и связывать эти типы деятельности не только в своей работе, но и в работе над коллективным решением задач: обеспечивать связь технологов с конструкторами, конструкторов с автоматизаторами, автоматизаторов с проектировщиками и, наконец, проектировщиков с управленцами. Именно это стало единым содержанием общего образовательного процесса», - объясняет представитель московского Института опережающих исследований имени Шифферса Нина Громыко.
На собрании организаторы напомнили о структуре презентации проектов: первая часть – это собственно выставка у стендов и рассказ участников о проекте, вторая, самая ответственная часть – устное выступление, или научный StandUp, где участникам нужно будет ответить на все вопросы экспертов.
Ровно в 11:00 начинается первая часть презентации. На втором и третьем этаже университета – шесть стендов с макетами. Едва успеваю прочитать название лаборатории на стенде, как ко мне подбегает один из участников и предлагает познакомиться с макетом «умной шахты».
«Наш проект - это полная роботизация шахты для обеспечения безопасности людей и увеличения количества добычи. Здесь представлен макет участка шахты "Сафьяновская медь" и модели шасси робота. Роботы полностью автоматические. Присутствие людей в шахте не требуется. Роботы общаются между собой - это помогает избежать столкновений техники. У нас есть макеты модулей как самосвала, так и погрузчика и бурильной установки. Вот этот, который побольше, я сам делал», - увлеченно рассказывает участник «Инженериады» Антон Булатов.
Следующий стенд посвящен проблеме учета электроэнергии на предприятии. По словам участников, суть проекта состояла в том, чтобы разработать алгоритм для более точного расчета электроэнергии на любом промышленном предприятии на день вперед. Сейчас эту работу выполняют специалисты.
«Данный алгоритм мы прогнали по данным 2017 года по "Уралэлектромеди", и в итоге, если бы наша технология была внедрена в прошлом году, предприятие бы сэкономило 400 тыс. рублей. И то это только один цех», - объясняет школьник.
Одна из команд – лаборатория урбанистики – занималась разработкой веломаршрутов в Верхней Пышме. Ребята создали макет, на котором можно увидеть концепцию велокафе, где можно перекусить, не слезая с велосипеда. Один из участников предложил мне надеть очки виртуальной реальности и ознакомиться с задумкой велопарковки, благодаря которой можно будет больше не беспокоиться о том, что велосипед украдут. Также мне рассказали подробно о каждом маршруте. Всего их четыре: для школьника, для рабочего УГМК, для мамы с ребенком и для семьи, приехавшей из Екатеринбурга, чтобы посетить Музеи военной и автомобильной техники и погулять по городу. Каждый из маршрутов подробно изучен на местности.
Организаторы «Инженериады» признались, что именно этот проект заинтересовал местную администрацию.
Не успеваю послушать подробно о каждом проекте. К 12:20 участники спешат в конференц-зал. Начинается вторая часть презентации - научный StandUp. Сказать можно одно – каждый проект по-своему интересен и каждый продуман до мелочей.
По словам организаторов «Инженериады» (службы по персоналу ООО «УГМК-Холдинг» и Технический университет УГМК), подобная форма – создание конкретных проектов, когда подростки могут с головой погрузиться в решение реальных проблем – вызывает у школьников живой интерес к профессии и, в свою очередь, решает проблему профориентации учащихся, которая усложнилась в связи с внедрением ЕГЭ в школах.
«Мы ребят ориентируем на достижение результата, который выражается в проекте, например. Ведь будущий инженер должен с самого начала привыкать к тому, что все, что он делает, должно работать в условиях различных ограничений. Мы поставили перед ними конкретные реальные задачи, они окунулись в производство, ощутили ценность своих действий - в этом и есть самый главный результат», - рассказывает советник директора по персоналу ООО «УГМК-Холдинг» Евгений Караман.
StandUp завершен, проекты защищены, итоги подведены. Но остается главный вопрос – что извлекли из мероприятия сами школьники? В разговоре один из участников лаборатории биоинженерии признался:
«Я приехал из Челябинска. Несмотря на то, что в лицее мы делали проект для цинкового завода, в лагере я попал в биоинженерную лабораторию и нисколько не пожалел. Теперь я планирую поступать на специальность, связанную с генной инженерией или биологией».
Наверное, именно такие ответы подтверждают, что не только участники справились со поставленными задачами, но и сами организаторы «Инженериады».