Власти Свердловской области в течение недели должны утвердить территориальную схему размещения твердых коммунальных отходов. По этому документу региональные операторы с 1 января 2019 года начнут вывозить и утилизировать мусор. Кроме того, на основании терсхемы будут определены новые тарифы для населения. Однако региональные операторы уже начали поиск подрядчиков для вывоза отходов.
Как известно, начало «мусорной реформы» в Свердловской области переносилось уже несколько раз. Сначала планировалось запустить новую систему с 1 июля 2018 года. Затем сроки были сдвинуты на 1 ноября. Окончательной датой глава областного министерства энергетики и ЖКХ Николай Смирнов назвал 1 января 2019 года. Именно этот срок прописан в федеральном законе, и сдвигать срок начала реформы областные власти больше уже не смогут.
Последний перенос был связан, в частности, с необходимостью доработать территориальную схему, в которой
прописаны объемы отходов и перечислены полигоны. В этом же документе распределены зоны ответственности между региональными операторами. На данный момент Свердловская область разделена на три части. Северная зона с центром в Нижнем Тагиле передана в управление тюменскому ООО «Компания "Рифей"», которое
считается подконтрольным уральским бизнесменам Артему Бикову и Алексею Боброву. Тюменская компания одновременно с этим является «мусорным» оператором в Курганской области.
прописаны объемы отходов и перечислены полигоны. В этом же документе распределены зоны ответственности между региональными операторами. На данный момент Свердловская область разделена на три части. Северная зона с центром в Нижнем Тагиле передана в управление тюменскому ООО «Компания "Рифей"», которое
считается подконтрольным уральским бизнесменам Артему Бикову и Алексею Боброву. Тюменская компания одновременно с этим является «мусорным» оператором в Курганской области.
Региональным оператором Восточной зоны с центром в Екатеринбурге является МУП «Спецавтобаза» (в настоящее время компания «Рифей» пытается через суд лишить муниципальное предприятие Восточной зоны). В Западной зоне за вывоз и утилизацию отходов отвечает первоуральское ООО «ТБО «Экосервис». Эта компания появилась на
руинах МУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов». Контракты со всеми регоператорами заключены на 12 лет.
руинах МУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов». Контракты со всеми регоператорами заключены на 12 лет.
Сколько стоит вывезти мусор?
До 26 октября 2018 года свердловское минЖКХ принимало от жителей региона поправки в терсхему.
Предполагается, что окончательный вариант документа будет утвержден 10-15 ноября. По другим данным, это может произойти лишь в декабре. После утверждения схемы региональные операторы должны обсудить с областной РЭК тарифы.
Окончательная стоимость услуги на вывоз мусора, как ожидается, будет названа лишь к концу года. Николай Смирнов ранее заявлял, что за услугу придется платить не более 160 рублей с человека в месяц. В ООО «ТБО "Экосервис"» прогнозировали, что тариф не превысит 100 рублей.
Хотя тарифная сетка на вывоз отходов еще не определена, регоператор Северной зоны - компания «Рифей» - уже начала искать подрядчиков за определенные суммы. На сайте госзакупок еще в конце октября было размещено 24 лота на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов. Общая сумма аукционов - 913,58 млн рублей. Самый крупный заказ на 105,2 млн рублей размещен на поиск подрядчика для Серовского городского округа. Для Нижнего Тагила (включая Горнозаводской округ) конкурс разбит на восемь лотов, совокупная стоимость которых превышает 300 млн рублей. Срок действия контрактов рассчитан на срок чуть более чем года — с 1 января 2019 года по 31 января 2020-го.
Согласно техзаданию к аукционам, услуги подрядчиков будут оплачиваться за счет выручки, которую «Рифей» получит как региональный оператор. Ориентируясь на данные Росстата о численности населения в каждом из обслуживаемых муниципалитетов, можно примерно посчитать, сколько регоператор планирует взимать с каждого человека за вывоз мусора ежемесячно.
Если, к примеру, взять Серовский городской округ (ГО), то приблизительно получится по 76 рублей с человека в месяц (к 1 января 2018 года, по данным Росстата, в округе проживал 105691 человек, размер аукциона - 105,2 млн рублей). В Краснотурьинском ГО - по 89 рублей с человека (на 1 января 2018 года проживало 62079 человек, размер аукциона - 72,4 млн рублей), в ГО Верхняя Тура - приблизительно по 100 рублей с человека (на 1 января 2018 года проживало 9078 человек, размер аукциона - 11,8 млн рублей). В Гаринском ГО - примерно по 67 рублей с человека. В этом муниципалитете на начало года проживало почти 4 тыс. человек.
За 13 месяцев обслуживания «Рифей» предлагает заплатить 3,47 млн рублей. Неравенство в размерах платежей можно увидеть, соотнеся в целом суммы аукционов и численность населения муниципалитетов. Так, на торгах за обслуживание ЗАТО Лесной «Рифей» предлагает 36,4 млн рублей, а за ГО Верхотурье — 36,9 млн рублей.
При этом, по данным Росстата, в начале 2018 года на территории Лесного числилось почти 51 тыс. человек, в ГО Верхотурский — лишь 16 тыс. Вряд ли за текущий год количество жителей в муниципалитетах сравнялось.
При этом, по данным Росстата, в начале 2018 года на территории Лесного числилось почти 51 тыс. человек, в ГО Верхотурский — лишь 16 тыс. Вряд ли за текущий год количество жителей в муниципалитетах сравнялось.
Однако в этих расчетах приведены только суммы за вывоз отходов. Как следует из технических заданий к лотам, в тариф будут включены контракты с владельцами полигонов, на которые планируется вывозить отходы. Кроме того, региональные операторы должны регулярно мониторить работу нанятых подрядчиков, в том числе проводя выездные проверки. Логично предположить, что ревизоры регоператора бесплатно это делать не будут.
Каким образом компания «Рифей» рассчитала, сколько должны платить жители за вывоз мусора при отсутствии тарифов? Очевидно, на основании данных терсхемы и данных, которые указаны в договорах с регоператорами.
Кроме того, в техзаданиях прописаны точные объемы отходов, которые должен вывезти подрядчик. Так, с
территории Горноуральского городского округа и населенных пунктов в составе Нижнего Тагила за 13 месяцев планируется вывезти 18,54 тыс. тонн. Эта цифра - из не утвержденной на данный момент территориальной схемы.
территории Горноуральского городского округа и населенных пунктов в составе Нижнего Тагила за 13 месяцев планируется вывезти 18,54 тыс. тонн. Эта цифра - из не утвержденной на данный момент территориальной схемы.
С другой стороны, когда Региональная энергетическая комиссия утвердит суммы, проводить торги будет поздно. К 1 января 2019 года регоператор просто не успеет найти подрядчиков. А если компания ошиблась в расчетах, то платить за это, очевидно, будет областная казна.
Разумеется, «Рифей» будет не единственным, кто задействует подрядчиков для вывоза мусора. Остальным регоператорам также придется привлекать сторонние организации для обслуживания Западной и Восточной зон из-за нехватки собственных ресурсов.
По действующему законодательству, предельный рост коммунальных тарифов регулируется указом губернатора Свердловской области. Если расходы региональных операторов по обращению с отходами превысят эти лимиты, разницу будут компенсировать за счет бюджета.
Люди сами должны убирать за собой?
Много вопросов по механике уборки в частном секторе. Собственникам предлагается купить или арендовать контейнер, в которых будет копиться мусор, или приобретать специальные мешки. Пакеты предлагается оставлять на улице, где их будут собирать работники предприятия. Еще один вариант - бесконтейнерный сбор.
«Способ погрузки ТКО (за исключением крупногабаритных отходов) в мусоровоз либо непосредственно от потребителя услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии контейнера или контейнерной площадки», - говорится, например, в техзадании к обслуживанию Горноуральска и Нижнего Тагила.
В тексте не расшифровывается, обязан ли мусоровоз объезжать каждый двор или техника будет стоять в одном месте в качестве накопительной площадки. В любом случае специальных контейнеров или стационарных площадок для приема отходов предусмотрено не будет.
Напомним также, что для каждого муниципалитета в территориальной схеме предусмотрены нормативы по объемам мусора. В техзаданиях вопрос о превышении лимитов не отрегулирован. По всей видимости, если люди будут производить отходы больше положенного, регоператору придется снова проводить торги на вывоз дополнительных отходов. Другого варианта в этом случае нет. Но для этого потребуются дополнительные средства.
Гладко только на бумаге…
По пессимистическим прогнозам, на этапе обкатки «мусорной реформы» в Свердловской области могут возникнуть проблемы, схожие с теми, которые привели к фактическому провалу программы капремонта жилья в 2015 году. Тогда из запланированных 1,5 тыс. домов, напомним, были отремонтированы только 134.
Первый симптом — аукционы. Законодательство разрешает региональным операторам привлекать подрядчиков. С другой стороны, сама система госзакупок организована таким образом, что победителем, как правило, становится организация, предложившая наименьшую цену. Этот принцип неоднократно критиковали чиновники практически всех уровней, но схема остается прежней. Заказчики впоследствии неоднократно убеждались в недобросовестности фирм, выигравших аукционы благодаря демпингу. Не помогло даже то, что областной фонд капремонта контролировал ход работ. Более того, экс-глава регионального оператора Александр Караваев в конце 2015 года пожаловался, что за его подчиненными-ревизорами тоже нужен дополнительный контроль.
После работы над ошибками в 2016 году для отбора подрядных организаций по капремонту властям пришлось формировать отдельные комиссии из депутатов и представителей местного самоуправления. Кроме того, у областного Фонда капремонта отобрали функции ревизора, поскольку с этими полномочиями организация не смогла
справиться.
справиться.
Отбор подрядчиков для «мусорной реформы» на данный момент проходит по той же схеме, что и в первый год существования программы капремонта. За контролем качества работ будут следить региональные операторы.
В случае если регоператору попадется недобросовестный подрядчик, непонятно, в течение каких сроков с ним разорвут контракт. Вдобавок жителям придется ждать некоторое время, пока регоператор через сайт госзакупок найдет новую компанию. Ввиду отсутствия собственных ресурсов «мусорный» оператор в этот период не сможет самостоятельно обслуживать брошенный участок.
Второй симптом — неравнозначность лотов. Одной из причин провала первого года капремонтов стали слишком крупные тендеры. Подрядная организация могла получить в тендере несколько десятков домов и впоследствии не справлялась с объемом работ. В крайнем случае привлекались субподрядчики, за которыми сложно было уследить и региональному оператору, и самому подрядчику. Впоследствии лоты были сокращены до 4-10 домов.
В мусорных аукционах «Рифея», например, прослеживается подобная тенденция. За исключением Нижнего
Тагила торги проводятся по принципу: один муниципалитет — один подрядчик. При этом численность населения в городских округах и количество населенных пунктов отличается в разы. Самый наглядный пример в этом списке — Серовский городской округ, выставленный одним лотом. В состав муниципалитета входят 37 населенных пунктов, в
которых проживает около 105 тыс. человек.
Тагила торги проводятся по принципу: один муниципалитет — один подрядчик. При этом численность населения в городских округах и количество населенных пунктов отличается в разы. Самый наглядный пример в этом списке — Серовский городской округ, выставленный одним лотом. В состав муниципалитета входят 37 населенных пунктов, в
которых проживает около 105 тыс. человек.
Если конкурс на крупный лот выиграет компания с недостаточным количеством техники, в лучшем случае она привлечет субподрядчиков. В худшем - собственники в один прекрасный день могут не дождаться мусоровоза из-за нехватки ресурсов у подрядчика-победителя.
Третий симптом — ошибки в расчетах. Собственно, этот фактор и привел к недостаткам при проведении аукционов на капремонт домов. В контексте «мусорной реформы» это может проявиться в окончательном
варианте территориальной схемы, которую власти Свердловской области правят под давлением сверху. Новый порядок утверждения и согласования этого документа был одобрен правительством России только 23 сентября. Таким образом, всем регионам предоставили на исправление собственных терсхем около двух месяцев.
варианте территориальной схемы, которую власти Свердловской области правят под давлением сверху. Новый порядок утверждения и согласования этого документа был одобрен правительством России только 23 сентября. Таким образом, всем регионам предоставили на исправление собственных терсхем около двух месяцев.
При этом некоторые требования правительства России оказались неисполнимы в указанный срок. Например, в регионе практически нет свалок, которые бы соответствовали новым требованиям и могли бы получить лицензию. Соответственно, вывозить мусор будет некуда.
На недавнем совещании у полпреда президента в УрФО Николая Цуканова главы регионов обратили внимание на сжатые сроки подготовки. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил разделить «мусорную реформу» на этапы.
Ничего, кроме обещаний, главы уральских регионов пока не получили. В том случае, если сроки «мусорной реформы» останутся прежними, Свердловской области придется на ходу выявлять и исправлять все ошибки нововведений. К чему это может привести, было продемонстрировано в Челябинске.
Фото: pixabay.com