На этой неделе рабочая группа в Гордуме Екатеринбурга определилась с тремя площадками для возведения храма святой Екатерины. Локации были выбраны из списка мест, предложенных жителями города. Несмотря на то, что сквер раздора у Драмы также фигурировал в предложениях, и даже занимал третье место, Епархия еще раньше заявила, что отказывается от этого местоположения. В топ-3 площадок вошла и территория под заброшенной телебашней, которую снесли в прошлом году с большим медиа-шумом.
Когда будет опрос жителей по поводу нового участка под кафедральный собор и нужен ли он вообще, мы узнаем не раньше осени. Однако и сейчас становится понятно, что гражданский протест и его результаты разбудили желание отстаивать свои права у совершенно различных групп. Так, например, по самым скромным подсчетам на территории Свердловской области проживает около 400000 мусульман. И они задают логичный вопрос: почему Екатеринбург достоин нескольких кафедральных соборов, а граждане, исповедующие ислам, лишены главной Соборной мечети?
Кто оказался победившим в противостоянии сквер-храм, почему в столице Урала до сих пор нет Соборной мечети и почему ее появление необходимо – в колонке известной правозащитницы Нурзиды Бенсгиер (с сохранением авторского стиля).
В Екатеринбурге, отстаивая сквер, горожане отстояли свое право на участие в решении вопросов по использованию городских пространств не формально, а реально. Это показывает всем возможности при солидаризации и настойчивости, теперь стало меньше поводов говорить, что отстаивание своих интересов бесполезно.
Но с другой стороны забора остались люди, которые мечтали о том, что Собор во имя покровительницы города украсит набережную Исети. Верующие вполне искренне могут считать это прекрасной идеей, воплощением светлых помыслов, местом святого духа, силы и света.
Но была ли победа горожан за сохранность сквера победой большинства? И почувствовали ли защитники идеи храма на набережной себя частью религиозного меньшинства?
При всех видимых результатах противостояния, нельзя сказать, что победило большинство (активные горожане) и нельзя сказать, что проигравшие - это меньшинство, по крайней мере, количественные данные об участии в акции по ту и другую сторону забора говорят об обратном. По самым смелым подсчетам в акциях по защите сквера принимало участие около 5000 человек. Общеобластные молебны в Екатеринбурге по объективным подсчетам собирали до 10000 человек, православные активисты говорили и о 20000 участников.
Внезапно перед горожанами встал вопрос идентификации. Екатеринбург - город бесов или город смелых?.. В этой борьбе осталось неясным, кто олицетворяет свет, а кто – тьму. Однако, с точки зрения практики защиты прав человека, обе группы населения, а также любые другие городские сообщества имеют право на защиту своих интересов, при условии, что они не противоречат законодательству Российской Федерации.
Исходя из этого принципа, а также следя за тем, как разворачивается ситуация с поиском другого достойного участка под строительство Кафедрального собора, мусульманское сообщество Екатеринбурга решилось на то, чтобы поднять в публичном пространстве вопрос о возобновлении строительства Соборной Мечети на площади Мира и Согласия в Екатеринбурге.
Тема эта актуальна для городских мусульман с начала 2000 годов. После распада Советского Союза возрождение религиозного сознания коснулось не только христиан; многие этнические мусульмане, ранее ничего или очень мало знающие о религии своих дедов и бабушек, почувствовали желание приобщится к исламу. В то время в городе действовала только одна мечеть в переулке Воронежском. Это был частный дом, в котором молился сам хозяин и его друзья-единоверцы; умирая, хозяин завещал свой дом местной мусульманской общине. Здание сначала получило статус молельного дома, а затем, после реконструкции в соответствии с нормами ислама, стало мечетью.
Поскольку эта была единственная мечеть в городе, она стала называться Соборной мечетью и многие годы принимала в своих стенах огромное количество верующих. Как местных, так и приезжих мусульман, с ближнего и дальнего зарубежья. Первое время из динамика на минарете Мечети звучал азан – но продолжалось это недолго, потому что Мечеть была расположена в жилом районе, буквально стояла в ряду частных домов.
Азан в исламе: призыв к обязательной молитве
На звуки азана пожаловались соседи, их требование было удовлетворено, с тех пор в мечетях Екатеринбурга азан можно услышать только по большим праздникам.
Курбан-байрам исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком
Ураза-байрам (праздник разговения исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан
Жителей переулка Воронежский и соседних улиц также раздражало большое количество верующих, собирающихся в мечети по пятницам; парковка не была предусмотрена, прихожане оставляли свои машины у ворот и выездов из соседних домов, только усиливая негодование местных жителей. С того момента, как в городе появилась вторая мечеть на Химмаше, мечеть в Воронежском переулке утратила статус Соборной. Как бы то ни было, до сегодняшнего дня, эта мечеть остается одной из самых популярной у горожан – она расположена близко к центру, рядом с хорошей транспортной развязкой. Однако, этот район активно застраивается многоквартирными домами. Сегодня с одной стороны мечети уже вырыт котлован под монтаж фундамента большого здания, соседи - жители «частного сектора» понимают, что их выселение – это вопрос времени. Что будет в таком случае с этой мечетью? Очевидно, она также подлежит сносу.
Другая мечеть Екатеринбурга расположена в микрорайоне Химмаш, на выезде из города по Челябинскому тракту. В этом районе проживает больше количество этнических мусульман, коренных уральцев – татар и башкир, трудящихся с советских времен на местных заводах. В последние годы в этом районе проживает большое количество мигрантов. Мечеть построилась благодаря большим усилиям не только меценатов и предпринимателей, но и простых мусульман – кто-то закупал партии стройматериалов, кто-то приходил трудиться на стройке, кто-то готовил строителям обеды, кто-то привозил продукты для них. Стройка была по настоящему народной. Сегодня мечеть «Рамазан» - это украшение нашего города, куда не стыдно привести гостей-единоверцев, а также друзей-не мусульман, чтобы показать им, что из себя представляет культовое мусульманское сооружение. Мечеть «Рамазан» переполнена по пятницам, в праздники не вмещает одновременно всех желающих помолиться.
Еще три молельных дома не могут считаться мечетями. Несмотря на совсем неподходящие условия, эти молельные дома также переполнены каждую пятницу, а в праздники коллективную молитву приходится проводить несколько раз. В каждый из них бОльшая часть прихожан все равно вынуждена молиться на улице, в грязи, под снегом и дождем, при этом вызывая раздражение остальных горожан.
Вместо радости от единения и духа праздника мусульмане чувствуют унижение и негодование.
В то же время, в городе закрыли мечеть «Рахман», расположенную на Уралмаше по ул. Космонавтов на выезде в сторону Верхней Пышмы, которая также принимала большое количество верующих. В разное время молельные комнаты открывались на Таганском ряду, на 4 овощебазе или базе «Урожай», но они также были закрыты под девизом борьбы с экстремизмом.
Еще одна мечеть, возникла на месте прорабской постройки рядом с участком, выделенном под строительство Соборной мечети, расположенного на Т-образном пересечении улиц Декабристов и Чапаева, на берегу Исети. В помещении прорабской сначала молились только строители Соборной мечети, но из-за недостатка мест для коллективных молитв, к ним присоединились другие горожане, место стало популярным благодаря своему расположению в центре города. Место стало сакральным для мусульман, над зданием поставили шпиль с полумесяцем и назвали прорабскую временную мечетью «Нур-Усман». Рядом с мечетью «Нур-Усман» располагается участок, на котором планировалось построить Соборную мечеть, «благословенную» самим губернатором Росселем. Но строительство пришлось приостановить.
Это промедление было вызвано тем, что губернатор Россель, вдохновившись идеей создания Площади Мира и Согласия, и в 2006 году распорядившись передать земельные участки под строительство Храма, Мечети и Синагоги, не принял во внимание то, что эта земля находилась в ведении федеральных органов. Процедура передачи земли в областное пользование заняла долгие годы, что и замедлило активность благотворителей и меценатов, готовых и жертвовавших на строительство Соборной мечети немалые суммы.
Также часть денег поступила из Фонда Губернаторских программ. Эти средства были потрачены на разработку проекта мечети и проектной документации; на участке были вбиты сваи фундамента мечети. Мусульмане ждали получения прав на участок, чтобы продолжить строительство и стать частью Площади Мира и Согласия.
Но когда земля, наконец-то, перешла в распоряжение Свердловской области, начались странные манипуляции со стороны МУГИСО, которые выдвигали разные требования относительно участка земли, выделенного ранее под строительство Соборной мечети. Результатом этих действий стали обращения в суд со стороны МУГИСО, где объектом претензий фигурировала временная мечеть «Нур-Усман», которая подлежит сносу не позднее 19 июля 2019 года. Взамен этой мечети власти предложили мусульманам несколько вариантов участков (все на окраинах города, без соответствующей инфраструктуры, со сложным ландшафтом). Выбирая лучшее из худшего, мусульманское сообщество согласилось на выделенный участок на ул. Технической. Место показалось вполне подходящим под строительство так нужной в том районе мечети. Ведь в микрорайоне Сортировка проживает большое количество приезжих мусульман из Средней Азии. Мечеть стала бы для них своеобразной «буферной зоной», куда мигранты и новые граждане России приходят добровольно и в большом количестве.
Мечети сегодня стали местом адаптации и интеграции, местом, где приезжие прихожане узнают о нормах и правилах поведения в российском обществе, а также осознают свою ответственность за то, что своим поведением формируют имидж мусульманина в глазах граждан другого вероисповедания. Также нельзя забывать и о том, что мечеть ведет большую работу по профилактике экстремизма; сама возможность молиться в мечети, а не в квартирах с непонятными проповедниками, способствует этому. Принимая во внимание все это, участок, выделенный властями под строительство мечети на Сортировке принят мусульманским сообществом города с благодарностью, как только все соответствующие документы будут переданы мусульманам, будет открыт фонд в поддержку строительства и разработан проект новой мечети.
Однако, передав этот участок (в виде компенсации за ликвидацию мечети «Нур-Усман») власти в лице МУГИСО упорно говорят об отчуждение земельного участка, выданного под строительство Соборной мечети. И это несмотря на то, что участок никогда не фигурировал в качестве предмета спора между мусульманами и властями. Этот участок, как объект финансирования Фонда губернаторских программ все еще стоит на балансе области. Между тем, по кадастровому номеру Соборной мечети есть распоряжение городских властей. Само распоряжение есть в управлении мусульман – в мухтасибате. Соборная мечеть изначально стояла и стоит на балансе Фонда губернаторских программ. Никто по ней не судился и вряд ли будет судиться. Получается, землю под строительство Соборной мечети и заложенные средства просто украли у мусульман на глазах у всех. До сих пор на все вопросы о судьбе недостроя, деньгах благотворителей – в том числе, местных предпринимателей, а также простых прихожан – мусульманам не дали внятного ответа. Представители неоднократно задавали этот вопрос Прокуратуре и Следственному комитету, ответа не получили.
Участок на Сортировке вдруг стал фигурировать в СМИ, как земля, выделенная под строительство Соборной мечети. То есть, власти вполне серьезно полагают, что место в часе езды от центра, на окраине Екатеринбурга достойно того, чтобы удовлетворить духовные потребности мусульман города, в котором проживают представители более 160 народов, каждый пятый житель исповедует ислам, а татары и башкиры автохтонное население Свердловской области. Власти города и области высылают мусульман из центра, демонстрируя следование принципам сегрегации и дискриминации. И именно туда, видимо, власти предлагают привозить зарубежных партнеров и инвесторов-мусульман, чтобы ясно показать, как в Екатеринбурге поддерживается уважение к чувствам людей разных наций и религий. Отрадно, что сами горожане так не думают: в комментариях к новостям о Соборной мечети большинство комментариев положительные, часть жителей Екатеринбурга поддерживают идею Площади мира и согласия, еще некоторая часть екатеринбуржцев считает, что Соборная мечеть должна быть недалеко от Кафедрального Собора им. Св. Екатерины.
Между тем, мусульмане Екатеринбурга встретили эту идею крайне неоднозначно. С одной стороны, если в городе действительно недостаточно земли для возведения новых культовых сооружений, мусульмане готовы согласится с идеей переноса Площади Мира и Согласия на Сортировку, и для воссоздания Площади просят власти выделить рядом участок для строительства Кафедрального собора в честь Св. Екатерины – ведь именно так должны работать гарантированные Конституцией РФ принципы равноудаленности религии от государства. С другой стороны, эта декларация не находит подтверждения в реальной жизни. События последних лет ясно и четко показывают отношение местных властей к нуждам мусульманского сообщества Екатеринбурга и Свердловской области, которые год за годом игнорируют потребности мусульманской общины, создавая атмосферу несправедливости и нетерпимости.
Дискриминационное отношение со стороны городских и областных властей вынудило мусульман Екатеринбурга обратиться к Президенту. 20 июня они записали видеообращение, собравшись на месте строительства Соборной мечети на Площади Мира и Согласия. Обращение вызвало большой общественный резонанс, публичная дискуссия протекает на городских форумах и комментариях к новостям о Соборной мечети. У каждого горожанина есть свое мнение по этому поводу, и у каждого есть коллеги, знакомые, друзья или даже родственники мусульмане, для которых этот вопрос актуален.
Будут ли услышаны просьбы и требования мусульман города властями – трудно сказать. Пока представители власти демонстрируют традиционное поведение – игнорируют запросы и нужды общества, а затем сильно удивляются недовольству граждан, решившихся встать на защиту своих прав и свобод.
Интересно и то – найдет ли решительная позиция местных мусульман поддержку в других городских сообществах? Поддержат ли мусульман христиане (борцы за храм) как последователи последователей авраамических вероучений?.. Или поддержат активные горожане (борцы за сквер) из солидарности противостоять системе и следования либеральным антидискриминационным ценностям?..
Как бы ни сложилась ситуация, мусульмане Екатеринбурга открыты для консолидации и взаимодействия в проявлении активной позиции защиты своих прав и намерены твердо отстаивать свое право на возобновление строительства Соборной мечети на Площади Мира и Согласия.