ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в Екатеринбурге, Свердловской области и мире.
Долги, вода и холодные трубы: отопительный сезон в Екатеринбурге как главная боль горожан
В этом году отопительный сезон в Екатеринбурге традиционно стартовал со скрипом. Люди массово жалуются на отсутствие отопления и горячей воды, энергетики и управляющие компании обвиняют друг друга, и в конечном итоге простому человеку разобраться в том, кто виноват и что делать, сложно, несмотря на то, что холод в квартирах в сентябре - проблема для большого города вечная. Попробуем немного разобраться.
Жилые дома и соцобъекты разделены на четыре группы, отопление в которые будет подаваться поэтапно, объясняют нам каждый год власти. Меньше всего повезло тем, кто находится в четвертом этапе. Температура на улице днем уже не поднимается выше +5 градусов, земля холодная – теплу взяться попросту неоткуда. Но в этом случае ничего поделать нельзя, нужно просто набраться терпения. Усугубляет ситуацию зачастую и отсутствие горячей воды.
Диспетчеры управляющих компаний удивляют разнообразием версий. К примеру, в жилых домах на Блюхера-Мира уже около недели отсутствует полноценное горячее водоснабжение. Сначала в ЦДС УК «Ардо» жителям говорили о том, что причина – сложный процесс подключения отопления, хотя это было задолго до наступления этого этапа. Позднее заявили, что «все вокруг перекопано, вы же сами видели. Отопления и воды нет из-за работ Екатеринбургской теплосетевой компании, наберитесь терпения». Главный инженер компании, кстати, обсуждать проблему с корреспондентом ЕАН и вовсе отказался, посоветовав сразу звонить юристам.
В ЕТК парируют, что в этом случае их вины нет, равно как нет никаких раскопок, имеющих отношение к этому кусту домов. Мало того, в компании жалуются, что управляющие компании зачастую возводят напраслину на поставщиков, тогда как проблема на самом деле не их. К примеру, в Березовском одна УК из экономии решила подключить своих потребителей не в первый этап, как полагалось по графику, а в четвертый – на улице же было еще тепло. Между тем энергетики всегда точно рассчитывают, когда, кому и сколько давать тепла, и любые нарушения графиков дают сбои в работе системы циркуляции горячей воды. В итоге устранять последствия пришлось целую неделю, а пострадали потребители.
В свою очередь коммунальщики хором твердят: вина за задержки полностью лежит на плечах ресурсоснабжающей организации.
«Для нас старт подачи тепла не представляет никакой трудности. В нашей компании все дома получили акты технической готовности. И это проблемы поставщиков, что они не могут вовремя дать какой-то параметр – запустить циркуляцию, дать нормальное давление. При запуске не исключены аварии. Посмотрите, сколько аварий в городе. У нас сейчас не запущено тепло в четырех домах, которые относятся к третьему этапу, потому что идут ремонтные работы», - поясняет директор УК «Верх-Исетская» Олег Бреславский.
Чем дальше вникаешь во все нюансы, тем больше можно запутаться. Впрочем, эксперты сферы ЖХК отмечают, что на самом деле обе стороны конфликта чаще всего виноваты в равной степени. Юрист, помощник депутата Госдумы Дмитрия Ионина Юлия Фатеева рассказывает, как решать проблему, не вникая в дебри взаимных обвинений энергетиков и УК.
«Если никто не дает корректную информацию – нужно обращаться в департамент по жилищному надзору, а если никаких подвижек нет – то в прокуратуру. Надзорные органы имеют влияние на управляющие компании, и, если по графику запуск тепла начался, а серьезного основания для того, чтобы не подавать тепло, нет – то УК будет обязана исполнить предписание об устранении нарушения. В ином случае ее ждут штрафы.
Важно, чтобы ваше обращение было зафиксировано, желательно письменно, хотя звонок на "горячую линию" тоже является поводом для официальной проверки. Кроме того, эффективнее действовать, скооперировавшись с другими жильцами.
В случае, если в вашем доме появилось отопление, но в вашей квартире все или некоторые батареи холодные, потом очень сложно это будет доказать. Для того, чтобы подстраховаться, нужно позвонить в УК и попросить их составить соответствующий акт. Если представители компании не явились к вам в течение одного дня – уже вечером вы можете составить акт самостоятельно, в свободной форме, обязательно только присутствие двух жильцов дома в качестве свидетелей. Это будет уже документ, имеющий юридическую силу», - советует юрист.
Общий срок рассмотрения таких жалоб обычно составляет 30 дней, но в горячий период старта отопительного сезона надзорные органы стараются работать по таким обращениям быстрее.
Юлия Фатеева признает, что многие УК действительно намеренно задерживают подачу тепла. И дело не в температуре и комфорте жителей: коммунальщики таким образом тянут время, чтобы потом было меньше долгов. В итоге из-за неплательщиков страдают остальные жители домов.
Впрочем, сейчас управляющие компании стали стремиться работать ответственнее, за исключением тех, для кого первостепенная задача – заработать деньги, отмечает юрист. Но положительная динамика есть, и она связана не только с ростом уровня ответственности со стороны коммунальных компаний, но и с повышением правовой грамотности населения.
Грустный праздник Высокинского
День рождения, годовщина на посту главы города и обыски в кабинете первого заместителя — все это сплелось на этой неделе для мэра Екатеринбурга Александра Высокинского в один печальный клубок. Вот и на пресс-конференции, где планировалось рассказать об успехах, пришлось отвечать на вопросы о перспективах уголовного преследования.
Сложно представить другого более неудобного дня для обысков в мэрии, да еще по делу четырехлетней давности.
«Я тоже не думаю, что это простое совпадение. Но на самом деле сейчас любые версии будут лишь какими-то домыслами. Справедливо лишь ощущение, что в этой акции устрашения есть некоторый символизм", - отмечает политолог Алексей Швайгерт.
В то же время назвать конкретного «заказчика» сейчас сложно. Слишком много тех, кому выгодно «держать на крючке» мэра.
«Мы ведь понимаем, что, говоря «Высокинский», имеем в виду и «губернатор Куйвашев». И тут с одной стороны мэр, который пытается показать свою политическую субъектность, с другой — дума и «стоящие за нею товарищи», которые чуют не просто слабого мэра, а слабого мэра, который сопротивляется. Есть еще и сами силовики, которым полезно иметь собственные рычаги давления на Высокинского. Тем более что когда определенная система сдержек и противовесов перестает работать, а процесс перераспределения зон влияния затягивается — тут волей-неволей включаешься в эту игру, хотя бы чтобы показать наличие собственной позиции. В том числе это касается и силовиков как самостоятельной стороны, необязательно завязанной на те или иные политические и властные расклады», - поясняет Алексей Швайгерт.
И вновь об онкологии. Что не так мы делаем в борьбе с раком?
Самый читаемый материал уходящей недели на нашем сайте – вновь о медицине в Нижнем Тагиле. История о том, как врачи «пропустили» рак у пациентки. Сколько на эту тему написано, подсчитать, наверное, невозможно. Но каждый раз именно эти темы люди читают.
Руководитель свердловского отделения общественной организации «Движение против рака» Юлия Аристова уверена: наши медики просто не умеют говорить об онкологии.
«Основная проблема на самом деле в дефиците информации. Врачи не разговаривают с пациентами. Людям ставят диагноз, назначают лечение – вот вам протокол, и идите. Когда ставят диагноз ВИЧ, человека консультируют. Есть прямо утвержденные минздравом правила, как надо говорить про диагноз ВИЧ. А диагноз рак можно просто в лоб!
В итоге люди не понимают, какие осложнения могут быть на фоне химиотерапии, как это подействует на их организм. А ведь все химиопрепараты кардиотоксичны.
Еще до начала лечения человек должен быть проинформирован, какие препараты для сердца принимать, когда сделать УЗИ сердца. Оно вообще должно быть включено в стандартный перечень лечения, но там его нет. И людям приходится делать УЗИ платно, а кто-то вообще не делает. Одним словом, врачи не разговаривают.
Пациенты иногда вообще не знают, куда им обратиться, если возникают проблемы. Одного онкоцентра абсолютно точно не хватает на Свердловскую область, учитывая рост заболеваемости. Пусть у него есть два филиала. Организационно с очередями вопрос вроде бы решили – люди не толпятся в коридоре, но времени на пациентов у врачей все равно не хватает. Чтобы с пациентом хотя бы поговорить, нужно, чтобы прием был не три, не пять минут, а хотя бы 15, должны быть дополнительные приемы.
Врачи не успевают разговаривать – это самая большая проблема. Результат - пациенты не понимают, что с ними происходит, поэтому психологически им очень тяжело».
Валентина Попова, Игорь Чукреев, Ольга Лобовикова.