Чиновникам, мэрам и депутатам Свердловской области, если они хотят сохранить свои должности, придется выйти в народ. Прежде всего научиться общаться с людьми в соцсетях и составить себе план встреч с трудовыми коллективами. Власти же в целом надо сделать выводы из двух трендов, обозначившихся в регионе: новой волны демократии, поднятой в Екатеринбурге, и необходимости восстановить отдельные практики коммунизма. «Политический» вице-губернатор Сергей Бидонько подвел итоги неполного года своей работы. Основные тезисы - в нашем материале.
Опрос по храму
Самой обсуждаемой темой за год в Свердловской области стало строительство храма святой Екатерины. С весны протестовали на всю страну против застройки уже согласованного места в сквере у Театра драмы, потом все лето обсуждали, как быть дальше, наконец, в октябре провели опрос по выбору новой площадки.
Сейчас прошедший опрос преподносится как некий новый уровень демократии в обществе, с которым непонятно что делать дальше. С этого же начал пресс-конференцию и Сергей Бидонько.
«Явка оказалась несколько выше, чем ожидалось, — почти 100 тыс., это достаточно много для такого мероприятия. Это один из примеров прямой демократии — новой реальности, которая сегодня есть, но и вообще Екатеринбург сегодня задает новые тренды. (...) Да, есть запрос общества на то, чтобы власть больше прислушивалась к мнению горожан. Видимо, нам сейчас нужно будет самое главное — компромисс, с какого уровня подобные вопросы нужно выносить на опрос. Одно дело — построить дом, другое дело — судьбоносные решения, касающиеся судьбоносных направлений», - размышляет чиновник.
Покончив с обязательными по такому случаю дифирамбами, вице-губернатор признал главную мысль, которая бродит в повестке по теме опроса: муниципальной власти в следующий раз надо думать, какие площадки предлагать под строительство, и никакие опросы не понадобятся.
«Может быть, принимая решения, предварительно смотреть, что, раз есть запрос общества на сохранение общественных пространств: скверов, парков, — наверное, не надо замещать одно другим, надо искать что-то новое, чтобы как можно меньше возникало недовольства населения», - закончил свою мысль Сергей Бидонько.
Молитвы между взрывами
Конфликт на горе Качканар в Свердловской области тлел более двух десятилетий. В конце прошлого века на одном из ее склонов обосновались буддисты, построили храм. А в начале этого века выяснились, что построили его на перспективном месторождении, жизненно необходимом для дальнейшего существования местного ГОКа. С тех пор комбинат пытался верующих выпроводить, но это все никак не удавалось. Сергей Бидонько приехал на пресс-конференцию с заявлением, что он наконец решил эту проблему.
«Это был один из вопросов, которым я занимался со дня вступления в должность. Мы сегодня, буквально перед моим приездом к вам, подписали трехстороннее соглашение: представители монастыря, ГОКа и я со стороны правительства области. В 21-м году качканарский ГОК вплотную подходит к месторождению, и находиться там монастырю больше невозможно — надо либо производственную программу останавливать, либо искать какие-то решения. Для нас ГОК — это один из крупнейших объектов, который дает работу десяткам тысяч людей и огромные поступления в бюджет, останавливать ГОК было бы недопустимо. С другой стороны, так сложилось, что данная общественная организация обосновалась там, где обосновалась, и, имея на руках судебные решения, можно было бы с ними даже не встречаться, а прислать судебных приставов. Но для нас же важна не только реализация, но и то, как это сделать. И мы подыскали компромисс, максимально удовлетворяющий обе стороны», - сообщил вице-губернатор.
Как рассказал Сергей Бидонько, для буддистов подыщут новое место под монастырь, там за счет «внебюджетных источников» построят им новое подворье. Святыни, которые нельзя переносить, останутся на прежнем месте, но монахи смогут ходить к ним по графику, согласованному с ГОКом, поскольку в том районе будут вестись взрывные работы. За ходом исполнения соглашения будет следить согласительная трехсторонняя рабочая группа из представителей ГОКа, монастыря и Сергея Бидонько.
России нужен план
Прошедший год, по выражению Сергея Бидонько, стал репетицией перед новым электоральным циклом. В области прошла 41 избирательная кампания, в том числе довыборы в Госдуму по Серовскому округу. Впереди — подготовка к выборам 21-го года.
По итогам прошедшей кампании в правительстве уточняют свое понимание того, что нужно избирателям. Основная проблема — здравоохранение, и для ее решения необходимо вернуться к опыту СССР.
«Настроения разные: кто-то считает, что все более-менее нормально, у кого-то все плохо. Причем зачастую там, где реальный доход небольшой, — там все хорошо, а там, где реальные доходы повыше, — считают, что все плохо. Но в целом запросы понятны. И первый из них — здравоохранение, особенно в небольших городах. Это одна из первых тем, которая волнует граждан. Тем более что у нас действительно есть ситуации, что где-то и больница отремонтирована, и оборудование закуплено, но работать некому, и как туда направить специалистов — никто не знает.
Я, если честно, не вижу другого пути, кроме как ввести правило, что, если человек отучился на бюджете, он должен по распределению ехать, куда направят, и там несколько лет отработать. Как это было в Советском Союзе — неглупые люди это придумали. Ну и, конечно, при этом надо создавать в небольших городах для специалистов комфортную инфраструктуру и в части культуры, развлечений для молодых людей, и в части материальной составляющей. Без людей, пока мы их туда не направим, нам проблему в здравоохранении не решить».
Биатлон на костях
В Свердловской области, под Екатеринбургом строят новый центр для биатлонистов. Место выбрали в районе Широкореченского мемориала репрессированным. Общественники заявили, что спортивный центр будет «стоять на костях» невинных жертв. Все лето там шли изыскания — искали останки. Пока не нашли. Поиск, по словам Сергея Бидонько, будет продолжен и после начала строительства.
«Мы договорились с обществом «Мемориал», что мы не должны заниматься противостоянием. Тем более у меня нет желания строить что-то на костях там — у меня самого прадед был репрессирован, на мемориале на 12-м км выбито его имя — Антон Шумейко.
Изыскания продолжать дальше будем и в случае, если какие-то останки все-таки найдем, не будем ничего останавливать, но мы их торжественно перезахороним. Считаю, это разумное, компромиссное решение», - говорит Бидонько.
Ушли в народ
В конце встречи с журналистами Сергей Бидонько сделал несколько заявлений о том, как он себе представляет дальнейшую работу уральских мэров, если они хотят сохранить свои должности.
«Надо больше общаться. Главы — это там не Иванов, Петров, Бидонько, Сидоров, это система власти и управления. И муниципальный уровень — один из самых сложных и непростых, потому что он ближе всех к народу и там всегда будет недостаток средств. (...) Очень многие сегодня уклоняются от личных встреч с населением. И на это всякий раз говорю: если вы думаете, что ваши замы или вы где-то по телевизору выступили и этого достаточно и это сработало, то вы очень сильно заблуждаетесь.
Вне зависимости от выборов, как я это делал: каждый год объезжал все крупные и средние предприятия, встречался с коллективами. Да, это непросто, эмоционально напряжно, да, вы получаете при этом несколько сотен задач от населения, которые надо решать, но ты их потом решаешь, и в конечном счете, когда приходят выборы, результат всегда получается гораздо лучше, чем в тех территориях, где этого не делается. Личные встречи с населением — это одна из главных основ. И мы все эти вопросы сейчас анализируем, и не только по главам, но и по депутатам», - уверяет вице-губернатор.
Кроме того, Сергей Бидонько посоветовал всем чиновникам активнее осваивать соцсети — это тоже будет учитываться.
Игорь Чукреев