Новый резидент Технопарка высоких технологий Свердловской области компания «Спектрум» разработала проект, позволяющий создать единое информационное пространство школы со всеми ее составляющими, созданными в разное время и на разных платформах.
Как отмечают создатели нового сервиса, текущее состояние цифровизации школ можно назвать «лоскутным»: в учебных учреждениях внедрены различные информационные цифровые системы, автоматизирующие лишь отдельные школьные процессы – электронный дневник, систему контроля доступа (турникеты), АИС-питание и т.д. Кроме того, поскольку данные информационные системы разрабатывались разными организациями, то они практически не интегрированы между собой. В результате эту интеграцию вручную приходится выполнять сотрудникам учебного заведения, что требует значительных временных и человеческих ресурсов.
Конечно, самым простым и логичным решением стал бы переход на единую информационную систему, которая бы цифровизировала все процессы школы. Но, по мнению создателей сервиса, такое решение часто невозможно по нескольким причинам:
- часть используемых школой информационных систем являются общими для региона и страны и не могут быть заменены по инициативе школы;
- на внедрение многих систем уже потрачены деньги (часто бюджетные) и время, и повторно тратить их администрация школы (и вышестоящие органы управления) не заинтересованы;
- за несколько лет процессы школы уже «сложились» вокруг внедренных систем, к ним привыкли и сотрудники школы, и родители. Изучение особенностей новой системы, тем более если она окажется в чем-то сложнее старой, может потребовать длительного времени.
Компания «Спектрум» предложила решение этой ситуации, разработав систему «Внутришкольный информационный портал». Она позволяет не только интегрировать уже существующие информационные системы, не нарушая сложившуюся «информационную экосистему» школы, но и расширить список автоматизированных процессов школы.
Система разрабатывалась в течение нескольких лет на базе одной из школ Екатеринбурга, в результате чего все функции возникали не из головы разработчиков.
«Внутришкольный информационный портал» участвовал в образовательной выставке Smart Expo 2018, а в 2019 году занял третье место в городском конкурсе «Инновации в образовании».
С июля этого года разработка системы продолжается прежней командой, но уже в качестве резидента Технопарка высоких технологий Свердловской области. С осени 2019 года «Внутришкольный информационный портал» (ВИП) внедряется в пяти школах Каменска-Уральского в рамках программы «Умный город».
ВИП состоит пока из 4 основных «блоков»:
1. Учет материально-технического обеспечения образовательного процесса, в котором собирается и показывается информация о наличии и текущем состоянии мебели, освещения, электропроводки, оборудования, программного обеспечения, учебных материалов и т.д. Вся история «поломок» сохраняется и может служить основанием для выявления самых изношенных объектов с целью их своевременной замены или списания.
2. Образовательный процесс: это интеграция с электронным журналом (в настоящий момент это «Сетевой город», ведется работа над интеграцией с «Дневником.ру»), электронная учительская, портфолио учеников, мобильное тестирование (что позволяет быстро проводить опрос или срез знаний всех учеников школы сразу, хоть на каждом уроке, с автоматической проверкой ответов учеников), SMS и WhatsApp-информирование педагогов.
3. Внеучебные процессы: интеграция с системой контроля и учета доступа в школу (турникеты), SMS и WhatsApp-информирование родителей, общий график мероприятий школы (с автоматическим информированием участников по SMS и последующим автоматическим выкладыванием отчета на школьном сайте), система распределения стимулирующей части фонда оплаты труда (в декабре 2018 года эта система прошла проверку департамента образования Екатеринбурга и на тот момент оказалась единственной в мегаполисе автоматизированной системой распределения ФОТ), контроль питания.
4. Управленческий блок: электронный документооборот, распределение и контроль заданий для сотрудников, мониторинг показателей качества образования (как отмечают разработчики, он пока не идеален, но его планируется дополнять и расширять).
Система работает как интернет-сервис (так же, как «Сетевой город», «Я-класс», «Дневник.ру», «Мобильное электронное образование» и многие другие популярные школьные сервисы), поэтому для работы с ней не требуется установка программного обеспечения – достаточно любого браузера для работы в Интернете.
Кроме того, разработано мобильное приложение для родителей, которое позволяет им всегда «держать руку на пульсе» жизни их ребенка: время входа и выхода ребенка из школы, данные электронного журнала, мероприятия класса, питание, чат с классным руководителем. То есть приложение содержит всю информацию, которую сейчас родители получают из разных источников.
Можно настроить приложение на оповещение только о необходимых событиях (выбрать в настройках), и они будут приходить на смартфон в виде push-уведомлений – для этого даже не нужно будет заходить в приложение (так же, как в WhatsApp происходит информирование о наличии сообщений). В результате – минимальное потраченное время и полная информированность, возможность влиять на ситуацию в момент ее возникновения, а не перед окончанием четверти (как обычно происходит сейчас).
Сейчас ведется работа над мобильным приложением для директора и администрации школы. Оно позволит им всегда быть в курсе всех событий и управлять школой, где бы они не находились. Можно сказать, что это будет «пульт управления школой» в кармане.
Для учета индивидуальных особенностей каждой школы разработчики предлагают возможность гибкой настройки сервиса – можно подключить только те функции, которые необходимы сейчас, и оплачивать только их. Кроме того, можно создать новые функции системы, если их пока нет, или интегрировать свои особенные информационные системы.
«Проект интересный и несет большую социальную нагрузку. Судя по результатам применения системы в школах Каменска-Уральского, этот ресурс серьезно упрощает внутренние процессы в школе, ускоряет получение необходимой информации и, соответственно, повышает качество управленческих решений, а самое главное, обеспечивает возможность учителям, ученикам и их родителям сосредоточить основные усилия на образовательном процессе и повышении его эффективности», - комментирует первый заместитель генерального директора Технопарка высоких технологий Сергей Демаков.