Центральной темой екатеринбургской новостной повестки на этой неделе стало грядущее закрытие последнего муниципального кинотеатр “Салют”. Горожан новость неприятно поразила. Мультиплекс считается одной из немногочисленных площадок, регулярно выпускающих в прокат интеллектуальное кино, а для многих – что тоже очень важно – является “местом силы”, частью городской идентичности. Теперь люди делятся в соцсетях личными историями, связанными с “Салютом”, и собирают подписи в защиту кинотеатра. ЕАН в свою очередь поговорил с экспертами, имеющими отношение к кинотеатру и кино, культуре в целом, о значении мультиплекса для города и для них лично.
“Мы могли позволить себе показывать Линча вечером”
В качестве причины готовящегося закрытия кинотеатра называется его убыточность. Однако осведомленные источники ЕАН сообщали, что заявления чиновников о нерентабельности мультиплекса не соответствуют действительности. Бывший заместитель директора “Салюта” Станислав Словиковский также считает, что так быстро уйти “в минус” кинотеатр не мог.
“Салют” всегда содержал себя сам, зарабатывал и на развитие. Вряд ли за год с момента ухода старой команды сборы могли так резко упасть, чтобы можно было говорить о нерентабельности. Тот факт, что дела идут похуже, чем раньше, но все еще неплохо, подтверждают и наши сотрудники, которые продолжают работать. Насколько я понимаю, решение о закрытии “Салюта” вызрело в администрации, но чем оно обусловлено – не понимаю. И отменить его может только волевое решение человека с большим весом”, - выдвигает версию Словиковский.
По его мнению, никаких особых вложений сейчас кинотеатр не требует и вполне способен работать и наращивать аудиторию дальше – но для этого им должны заниматься искренне заинтересованные в развитии люди.
“Ремонт в здании был сделан не более пяти лет назад, помещения выглядят нормально. И, самое главное, мы поменяли большую часть оборудования – перевели на цифру пять из восьми залов. Один проектор стоит 3-4 млн, то есть 20 млн ушли на переоснащение. Мы заработали их сами.
То есть дело не в технической составляющей. Просто кинотеатром надо заниматься. А он уже год находится в каком-то подвешенном состоянии. Мое мнение можно считать предвзятым, ведь я проработал в “Салюте” 13 лет… Но жаль терять наработанное прежним директором Николаем Владычкиным и нами. Владычкин вообще, я считаю, совершил подвиг, сделав “Салют” главной площадкой фестивального кино в городе. И мы этот статус сохраняли и повышали. Первый российский фестиваль короткометражного кино Future Shorts выбрал нас своей площадкой, фестивали кино всевозможных стран проходили у нас. И именно у нас эти вещи были востребованы, потому что у “Салюта” появилась своя приученная к качественному кино аудитория.
Самый главный момент во всей этой истории – только муниципальный кинотеатр, освобожденный от бремени арендной платы, может позволить себе регулярно показывать умное авторское кино, не нацеленное на сборы. Только мы могли себе позволить показывать в лучшее вечернее время Линча и Вуди Аллена. А закон такой - чем больше показываешь, тем больше на него идут. В итоге у нас 20% билетов продавались на артхаусные фильмы. Это и называется исполнение просветительской образовательной функции муниципальным предприятием”, - считает Словиковский.
Взгляд из Москвы
Особую атмосферу кинотеатра отмечают и ценят не только многие екатеринбуржцы, но и гости города. Так, режиссер Антон Бильжо посетил “Салют” лишь один раз – он привозил свой фильм “Амбивалентность” в марте этого года, – но запомнил площадку как теплое и светлое место с особенной аудиторией.
“Мне кажется, это прекрасное место, собирающее публику с живыми глазами, искренне интересующуюся хорошим кино. Тем более это кинотеатр с более чем столетней историей, таких осталось совсем немного, если не брать в расчет столицы. Подобное культурное наследие важно сохранять и развивать.
Если рассмотреть ситуацию чуть уже, то как режиссер я могу сказать, что в стране в принципе очень мало кинотеатров, которые сами - я подчеркиваю, сами! – заинтересованы в показе авторских фильмов и приглашают режиссеров, снимающих такое кино. Мне кажется, подобных площадок в регионах не более 10-15. Есть, конечно, инициативные группы, которые организуют показы и даже небольшие фестивали, но когда это делает кинотеатр, мероприятие приобретает особый вес, особый флер.
Честно говоря, я не совсем понимаю, зачем нужно закрывать “Салют”. Действительно ли дело в деньгах и в нерентабельности? Конечно, нужно разбираться, смотреть документы. Если же муниципалитету нужны площади для открытия дополнительных кружков для детей, то почему бы не попробовать организовать на базе кинотеатра активности, связанные с кинопроизводством?” - рассуждает Бильжо.
“Большая культура требует дотаций”
Впрочем, не все опрошенные ЕАН эксперты сошлись во мнении о высокой культурной значимости “Салюта” для города. Так, “дедушка уральского рока” Александр Пантыкин считает, что ценность кинотеатра не так уж велика, а к вопросу закрытия нужно подходить, оценив ситуацию с практической точки зрения.
“Не могу сказать, что с “Салютом” у меня связаны какие-то особенные воспоминания. Гораздо больше для меня в этом отношении значил кинотеатр в ДК “Автомобилистов” на ул. Куйбышева – сейчас там церковь (с 1980-х годов в ДК проходили концерты Свердловского рок-клуба, - прим. ЕАН). Там показывали действительно выдающиеся фильмы Тарковского, Феллини… То, что мне было по-настоящему интересно, при том, что особым киноманом я не был. В “Салют” я ходил редко - для меня он был и остается обычным кинотеатром, демонстрирующим проходные ленты, как и все остальные. Да, возможно, в его афише встречается интересное авторское кино, но его доля настолько мала в потоке, извините, ширпотреба, что почти незаметна. То есть за “Салютом” не закрепился, к сожалению, бренд кинотеатра интересных фильмов. И это не претензия к руководству – если есть задача зарабатывать, закрепить за собой такой бренд в принципе невозможно.
Нужно ли его закрывать? Прежде всего необходимо провести оценку эффективности использования муниципального имущества. Решение в любом случае не должно быть спонтанным.
И – да, городу нужна площадка, на постоянной основе показывающая хорошее авторское кино. Но это не может быть коммерческая история. Большая культура требует дотаций - как государственных, так и частных”, - уверен музыкант.
Александра Газизова