Чем ближе к большому избирательному циклу, тем сильнее закручивается клубок вопросов, интриг и противоречий. Будут ли блоки, если да, то кого и с кем? Как партии власти суметь удержать преимущество - измениться, особо не меняясь? Как сохранить власть и действующую систему и в 2021, и в 2024? Ну, в общем, как есть на ночь и не толстеть, перестать беспокоиться и начать жить?
Полпред Цуканов, Песков и даже Путин размышляют над возвращением выборов глав городов. "Единая Россия" думает над укреплением своего рейтинга, и часть наблюдателей всерьез верит, что возвращение выборов глав будет обсуждаться на ближайшем съезде.
Для Екатеринбурга и Свердловской области центральной нитью этого запутанного клубка является Ройзман. Ведь из-за страха, что он снова изберется главой города, прямые выборы полтора года назад и отменили. По той же причине не возвращают. Пока.
Меж тем Ройзман даже без официального статуса остается главным политическим субъектом города и единственным из оставшихся антагонистов губернатора. Тем более что в последнее время он не скрывает своих политических амбиций.
Популярная программа на «Эхе Москвы», постоянные приемы граждан, заявления с Гудковым, пробежка с Навальным - Ройзман очевидно наращивает активность.
При этом активность эта весьма специфична. Он будто бы ярким маркером обводит контуры своего образа, подчеркивая несистемность, либеральную и оппозиционную идентичность. Чтобы все, кому надо, увидели и сделали выводы.
И, вероятно, совсем не те выводы, что лежат на поверхности. Дескать, красной тряпкой злит быков, работает на протестных избирателей – закрывает себе дорогу во власть. Думаю, все гораздо тоньше и глубже.
Ройзман прекрасно понимает, что ни Гудкова, ни Навального до выборов не допустят. Как не допускали и его самого.
Видит и то, что в партийной системе опасный крен влево, просадка центра и пустота на правом, либеральном фланге. Притом что требования политических прав и свобод многократно выросли, подхватить этот флаг некому.
Будучи гениальным пиарщиком, Ройзман упаковывает и отправляет ценное политическое предложение архитекторам системы: «Смотрите, есть они, которых вы не допустите, а есть я – такой же, но другой. Меньшее из зол и более системное. Я уже работал депутатом Госдумы и даже главой Екатеринбурга – и ничего страшного не случилось. Смогу работать во власти и дальше».
Выборный цикл 2021 - 24 для Ройзмана критически важен.
Во-первых, в Екатеринбурге он уже достиг потолка. Пока он здесь, выборы главы вряд ли вернут, а к губернаторскому креслу его не подпустят. Выбраться из этого замкнутого круга, реализовать свой потенциал можно только через федеральный проект, через Москву.
Во-вторых, политическая турбулентность пресловутого трансферта власти, изменения настроений избирателей и перекройка партийной системы могут открыть новые возможности. Главное, вовремя предложить то, что системе нужно, - и тогда можно получить не только депутатский мандат, но и гораздо больше. Свою партию, например, и федеральный статус. Если повезет.
В-третьих, сразу после выборов-2021 Ройзману исполнится 59 лет. Сейчас он на пике формы, настоящий Ironman (не каждый молодой спортсмен пройдет триатлон: 4 км вплавь, 180 на велосипеде и 42 бегом) и на фоне дряхлеющей партийной элиты выглядит если не супергероем, то уж точно не просроченным продуктом. Но если упустит возможность, то следующий шанс придется ждать долго. Да и будет ли он еще, этот шанс?
В-четвертых, и губернатору, и полпреду выгодно, чтобы Ройзман перестал маячить у них перед глазами. Магадан, Омск и Оренбург, конечно, уже заняты, но на крайний случай и Москва сойдет. Лишь бы уехал. Тогда перед выборами (думы или губернатора) можно будет открывать коробку с подарками, возвращать выборы главы Екатеринбурга, да хоть лезгинку танцевать, если захочется. Избиратели будут благодарны. Риск, что Ройзман вернется обратно - усилившийся и на коне, конечно, есть, но минимальный: у Москвы есть хорошие уздечки для сдерживания прыти.
Сегодня уже проглядываются некоторые варианты развития событий. Одни – простые и понятные, другие – сложные и многослойные.
Новый либеральный лидер
Кремль крайне заинтересован в создании жизнеспособного системного либерального проекта, способного занять пустующую нишу справа. На этой поляне вообще все грустно. Популярные лидеры - за скобками и считаются врагами государства, оставшиеся – непопулярны и унылы. Избиратели - кто на митингах, кто - в Интернете, кто - на диване, а кто и под следствием.
А поскольку наибольшую опасность для "Единой России" сегодня представляют партии левого толка (КПРФ в первую очередь), которые получили весь профит от непопулярных реформ, то вполне разумно создать им мощный противовес из либеральных партий. Разыграть сценарий противостояния левых и правых, чтобы самим занять взвешенную центральную консервативную позицию.
Вариантов здесь немного. Смотрим в первую очередь на те партии, которым не нужно собирать подписи.
1. Реставрация «Яблока» во главе с Явлинским (которому к выборам будет уже 69 лет).
2. Реанимация бесхозной «Гражданской платформы», возможно, в блоке с «Правым делом» Титова и новым харизматичным лидером, например, с Ройзманом.
Плюсы здесь очевидны. Ройзман, пожалуй, единственный из политиков, чей образ сочетает бунтарство, дух свободы, хулиганство и несистемную системность. При этом он относительно молод, договороспособен и, пожалуй, способен собрать вокруг себя разношерстную массу либералов.
Минусы тоже понятны. Это риски самостоятельной игры Ройзмана в обход договоренностей, потери контроля над новой правой силой, излишнего роста ее популярности.
Федеральная тройка
Одним из возможных вариантов может стать включение Ройзмана в общефедеральную тройку любой из правых партий, но уже на правах обычного кандидата, а не лидера.
Например: Явлинский/Ройзман или Титов/Ройзман.
Такой вариант более вероятен, но не позволит Ройзману полноценно раскрыть свои крылья и возможности.
Партийные лидеры ревностно относятся к харизматичным конкурентам, отводят им декоративную роль. Да и сама партия может проиграть, а значит - для гарантированной победы нужно будет выдвигаться еще и в одномандатном округе Екатеринбурга. С другой стороны, федеральная медийная кампания даст дополнительные бонусы и в отдельном округе. Что тоже хорошо.
Другие очевидные варианты достаточно просто перечислить.
Региональная группа
Лидерство в списке региональной группы (Свердловской области) и дополнительное выдвижение по одномандатному округу.
Одномандатный округ
Выдвижение от одной из партий только по одномандатному округу в Екатеринбурге.
Самовыдвижение/выдвижение от партии со сбором подписей
Самый плохой вариант, означающий, что не удалось договориться ни с одной из 13 партий, освобожденных от сбора подписей. Придется собирать подписи самостоятельно – и почти наверняка не пройти этот фильтр.
Список возможностей этим не исчерпывается. Кампания только начинается, а значит появятся новые сценарии, союзы и интриги.