Ребенок плохо говорит и слабо понимает чужую речь, не усидчив, капризен, не хочет ничему учиться - история, знакомая многим. Но мало кто знает, что скорректировать сложное поведение как малыша, так и подростка и даже взрослого человека возможно без медикаментозного вмешательства.
Агентство ЕАН начинает серию материалов-историй о том, какие недуги можно победить благодаря новейшим технологиям в екатеринбургском Центре когнитивных технологий «УГМК-Здоровье». Разобраться нам помогает руководитель Центра, врач-невролог высшей категории Елена Шаронова.
Маленького Пашу (имя изменено) в Центр привела мама, которая до этого уже прошла множество специалистов в попытках справиться с сыном. В 3,5 года мальчик никого не слушался, был чрезмерно активен, при этом отказывался самостоятельно есть – родителям приходилось кормить его с ложечки. Паша не смог освоить детский велосипед, не желал лепить или рисовать. Малыш практически не разговаривал сам и не воспринимал речь окружающих.
Складывалось впечатление, что у ребенка проблемы со слухом, но прием у отоларинголога показал: слышит он хорошо. Несколько раз Пашу водили и к логопедам, но те только разводили руками – усадить ребенка, чтобы позаниматься с ним, никому из них не удавалось. Отчаявшись, мама сводила сына к неврологам, ему выписали успокоительные таблетки, но, вопреки ожиданиям, он стал еще более капризным и непоседливым.
Позже выяснилось, что у Паши на многие препараты, которые должны были оказывать успокаивающий эффект, наблюдалась обратная реакция - он возбуждался еще больше.
«Когда мы выявили этот момент, приняли решение полностью отказаться от медицинских препаратов. Здесь, в центре, посмотрев его, я обратила внимание на то, что периодически мальчик все-таки реагирует на свое имя и обращение. Если повторить фразу 3-4 раза, он выполнит просьбу. Стало понятно, что у ребенка ухо просто не настроено на разговорную речь. То есть звуки разговорной речи проходили фоном для него, он на них не фокусировался. Синхронизация работы мозга с ритмом определенной частоты играет роль в механизмах развития речи. Первая методика, которая была назначена мальчику, – это развернутая аудиопсихофоностимуляция Альфреда Томатиса», - рассказывает Елена Николаевна Шаронова.
Суть методики в прослушивании специальной модифицированной музыки, которая имеет разные стили частоты – подкорковые, речевые, когнитивные. Музыкальный материал подается в нерегулярных интервалах, где постоянно чередуются высокие и низкие частоты, формируя тренировочный режим. Предварительно с помощью специального теста определяется, какие частоты ребенок слышит хорошо, а с какими у него проблема. У Паши были сложности с частотами, которые относятся к звукам речи, поэтому для него была написана программа, настроенная именно на их восприятие.
На занятия ребенок ходил вместе с мамой.
«Дело в том, что эти проблемы у мальчика возникли еще внутриутробно, и методика подразумевает, что реабилитацию должны проходить вместе и мама, и ребенок, поскольку они вместе это нарушение формировали», - поясняет Елена Николаевна.
Неусидчивый Паша успешно прошел все сеансы реабилитации – этому способствовала игровая среда, созданная в Центре когнитивных технологий. В кабинете, где занимаются дети, много разных игрушек, конструкторов, есть столик для рисования, различные сенсорные «коробочки», с которыми можно поиграть.
По окончании первой сессии (два часа занятий в течение 15 дней) появились ощутимые результаты.
«Когда первая сессия закончилась, на прием вместе с Пашей пришли мама, папа, бабушка, и все они сказали, что изменения такие, как будто в голове нажали какую-то волшебную кнопку. Мальчик начал реагировать на речь родителей, выполнять их определенные просьбы. Он успокоился, потому что взрослые перестали его дергать, ругать, останавливать. Соответственно, появились положительные изменения в моторике – если раньше из-за своей высокой активности он не хотел ни рисовать, ни лепить, то теперь стал брать в руки карандаши, пластилин. У мальчика начал расширяться словарный запас, улучшились коммуникативные навыки – он начал пытаться общаться с другими детьми, стал с удовольствием показывать им свои игрушки. Кроме того, родителям удалось отдать Пашу в спортивную секцию – раньше его туда не брали, так как контролировать ребенка было невозможно. Таким образом, вектор в развитии ребенка серьезно изменился», - рассказывает Елена Николаевна.
Следующим этапом был подключен логопед, который начал работу с речью мальчика. Одновременно Паша прошел еще две сессии в Центре, благодаря которым научился воспринимать свой голос и осознавать себя в мире коммуникаций. Дальнейшей реабилитационной работы с мальчиком не потребовалось.
«Мы с 2015 года занимаемся с детьми с нарушенным слуховым восприятием, и результаты обычно радуют. Кому-то нужно больше времени, кому-то - меньше, но в итоге такие ребята начинают воспринимать и речь окружающих, и свою собственную», - поясняет Шаронова.
В следующих выпусках мы расскажем, как когнитивные технологии могут помочь, если ребенок не успевает в школе или не может выполнять элементарные бытовые действия. А также о том, как мужчину, который четыре года не ходил в отпуск, всего за несколько дней в Центре избавили от усталости и тревожности.