Жители бараков на Уралмаше в Екатеринбуре уже две недели держат оборону против поджигателей и ждут, когда полиция назовет причину атак на их деревянные двухэтажки. Корреспондент ЕАН посмотрел, как сегодня живут люди, которые каждую ночь дежурят в машинах, патрулируют район и ловят в сгоревших квартирах странных гостей с картой местности.
Евгений Белозеров живет в доме на улице 40-летия Октября, который пытались поджечь два раза. После того, как за проблему взялись городские власти и силовики, спать спокойнее семья Белозерова не стала. Полиция до сих пор не нашла поджигателей, жильцы до сих пор строят версии.
«Показуху, реальную показуху нам устроили. С застройщиком пытался говорить только глава района Кравченко. Говорит, ты чего сюда пришел, пообщайся с народом. Тот стоит, молчит. Алексей Вихарев, ему спасибо большое, просто сразу начал помогать. Остальные для галочки приехали, постоять. Представители правоохранительных органов туда же. Пришел полицейский, мы ему начали вопросы задавать. Он говорит, я не уполномочен вам отвечать. Если ты не уполномочен, зачем ты пришел?» - возмущается Евгений.
Диалог с застройщиком является больной темой для жильцов. Дом Евгения прилегает к большой стройке жилищного комплекса «Мир Труд Май», его возводит ООО «Милстрит». Владелец этой компании, «Архитектурно-строительный центр Правобережный», уже несколько лет расселяет из деревянных домов жильцов.
Проблема в том, что многие квартиры не приватизированы, а их обитатели не хотят договариваться с застройщиками.
Тот же Белозеров считает, что раз его жилье принадлежит городу, то и расселять его должен город. То есть застройщик должен договариваться с администрацией, а уже она делает предложение Евгению.
«Они к нам приходили, говорили - приватизируйте квартиры, мы выкупим. Мы от застройщика попросили договор, гарантию, что он потом жилье выкупит. Мы же можем приватизировать и той же ночью сгореть. Они отказались давать гарантию», - объясняет свое недоверие к переговорщикам Белозеров.
Он сразу оговаривается, что не обвиняет в поджогах «Милстрой», пока свое слово не сказала полиция. Но признает, что эта версия кажется некоторым жильцам наиболее вероятной. После того, как загадочные пожары начали расследовать, представители от «Правобережного» приходить перестали. Деревянные дома между тем находятся в осадном положении.
Евгений Белозеров не расстается с мобильным телефоном. С него он может в режиме реального времени мониторить картинку с видеокамер, установленных по периметру дома депутатом Алексеем Вихаревым. К облачному хранилищу подключено больше сотни человек. Это и жильцы деревянных домов, и просто жители района, предложившие помощь.
Кроме видеонаблюдения жители Уралмаша и погорельцы выставляют пост во дворе. Охрана приносит результаты. В ночь на 16 марта дружинники задержали странного парня, который заглядывал в окна. У молодого человека была нашивка «ДНР» на рукаве, при себе он имел газовый баллончик, нож, наручники и бумажную карту местности. Пояснить, чем он занимался, задержанный не смог, его сдали в полицию.
По этой же улице есть два дома, в которых живут одни женщины. Там камер нет, жительницы посменно ночами дежурят у окон. Мужчины решили ходить до этих домов патрулями. Несколько раз чуть не поймали мародеров, которые тащат все, что можно, из сгоревшей двухэтажки.
«Буквально полчаса назад пришли двое молодых парней. Один по окошку залез на второй этаж, другой снизу стоит, смотрит. По ночам на ГАЗелях приезжают вообще. Батареи спиливают, решетки», - рассказывает Наталья Скоробогатова.
Она с соседями собирает подписи, чтобы поставить камеры и на их дом. В то, что попытки поджогов прекратятся, жильцы старых домов не верят.
Официальные власти пока хранят молчание, и все новости в бараках узнают все от того же Алексея Вихарева. Накануне депутат заявил, что причиной пожаров стали поджоги, к такому выводу пришли на закрытом совещании силовики. А значит, и уголовные дела наконец-то будут возбуждены.
ЕАН следит за развитием событий.