Опубликовано: 12 мая 2020 в 14:28
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как увидеть вирус: екатеринбургский врач рассказала об особенностях тестирования на COVID-19

© Pixabay.com
В последние месяца тестированию на COVID-19 уделяется большое внимание. Вчера президент России Владимир Путин заявил, что в середине мая в стране будут проводить около 300 тыс. тестирований в сутки. О том, какими бывают тесты на коронавирус, как они работают и насколько надежны, рассказала заведующая поликлиникой медицинского центра "УГМК-здоровье", кандидат медицинских наук Наталья Макарочкина:
"Сегодня только в России зарегистрировано больше 10 тест-систем для определения коронавируса. Вирусная частица состоит из генома (РНК) и белковой оболочки, и с помощью анализа можно выявлять каждую из этих молекул.
Первыми появились тесты на геном вируса — протокол работы был выпущен ВОЗ еще 13 января. Образец берут из носоглотки человека и с помощью специальной системы из него извлекают генетический материал. Его многократно копируют (это называется полимеразной цепной реакцией, или ПЦР), что позволяет «увидеть» или выявить вирусные гены.
Данный тест очень специфичный и чувствительный, он редко дает ложноположительные или ложноотрицательные результаты.
Однако остается риск ошибок при взятии образца — например, если мазок берут из носа, а не из носоглотки, в материале может не оказаться вируса, в то время как человек на самом деле инфицирован. Оборудование для ПЦР есть не везде — сейчас в России тесты делает меньше 300 лабораторий, то есть речь не идет, например, о возможности анализа в обычной лаборатории любой районной поликлиники.
Классический процесс такого исследования занимает несколько часов, хотя производители новых тестов обещают, что достаточно получаса.
Теоретически есть и другой способ обнаружить вирус — выявить его белки. Такие тесты технически проще, не требуют сложного оборудования или высокой квалификации сотрудников, занимают несколько минут и стоят дешевле.
Во время анализа происходит «захват» белка специальными антителами, содержащимися в тест-системе, и, если искомый протеин обнаружен, происходит его визуализация в виде, например, появления цветной полоски (как в тесте на беременность). Правда, чувствительность и специфичность таких тестов ниже, чем у ПЦР, то есть вероятность ошибочных результатов (как положительных, так и отрицательных) выше".