Так называемый "уголок палеонтологии", который появится в Екатеринбурге на территории Шарташского лесопарка, вызвал у общественности если не возмущение, то тихое негодование. Идея установки бронзовых статуй животных, которые когда-то обитали в этих местах, в том числе шерстистого носорога, обсуждалась два года назад и пришлась по душе лишь единицам. Но вопрос все-таки решено вынести на общественные обсуждения. Редакция ЕАН обратилась к членам экспертного совета Шарташского лесопарка с вопросом: насколько массивные формы уместны в парке?
По мнению руководителя проектов УрГАХУ Андрея Печенкина, проект весьма сомнителен.
«Эти скульптуры предлагались еще в 2018 году, и уже тогда все были против их установки. Как архитектор, который занимается благоустройством общественных пространств, в том числе нескольких парков, я представляю, какой диссонанс бронзовые скульптуры внесут в парковую архитектуру. В парке они будут неуместны, такие скульптуры предназначены для городской среды. Мертвые фигуры животных в лесопарковой зоне будут, скорее, дискредитировать весь парк», - говорит Андрей Печенкин.
Опытный архитектор посчитал примерную стоимость таких форм.
«Я сталкивался со стоимостью изготовления памятников, в частности, прямо сейчас веду проект парка Победы в одном из городов Свердловской области. Одна такая скульптура вместе с отливкой и работой будет стоить от 15 до 20 млн рублей. Одна только форма будет стоить порядка 2 млн. рублей при условии, что они будут сделаны в натуральную величину. Стоит ли тратить такие деньги, если можно, как и в мировой практике, делать нормальное благоустройство с интересными решениями из дерева или из искусственных материалов? Не нужен нам этот кукольный театр», - негодует Печенкин.
По словам архитектора, во всех федеральных программах упор делается на соучаствующее проектирование. В этой истории заказчик, министерство природы области, диалог с общественностью ведет лишь формально. По вопросу благоустройства Шарташа минприроды собирало экспертный совет лишь один раз.
Руководитель общественного объединения "За наш Шарташ", член экспертного совета Александр Умников подтвердил, что бронзовые скульптуры начали обсуждать два года назад.
«Тогда шло обсуждение проекта компании «Уралдортехнологии», и я уже тогда говорил о нелепости этого шага. В экспертном совете этот вопрос не обсуждался. В целом к бронзовым скульптурам как к жанру я отношусь положительно. Мне, к примеру, нравятся малые скульптуры на улице Вайнера, но в лесопарке я себе их не представляю. Это же не музей палеонтологии. Если эти статуи попали в проект, который уже отыгран, сложно говорить о том, что можно сделать реверс. Но имело бы смысл от этой идеи как-то по-умному отказаться», - заключил Умников.
По словам Александра Умникова, сама структура экспертного совета имеет номинальный характер.
"Нынешний проект лишен амбициозности, а ведь именно об амбициях говорил губернатор. Евгений Куйвашев три года назад пообещал екатеринбуржцам сделать один из лучших парков в Европе. Мастер-план не соответствует этим ожиданиям, но наш совет никак не может повлиять на ситуацию", - заключил Александр Умников.
Депутат городской думы Тимофей Жуков ничего не знал про скульптуры и говорит, что совет просто ставят перед фактом выполненных работ.
«Подрядная организация, которая делает этот мастер-план, уже давно нарушила все сроки. Согласно плану, экспертов должны были собрать еще до Нового года, чтобы проговорить концепцию, зонирование. Предоставить нам общий план работ, которые они будут выполнять. После того, как они уже выполнили 80% всех работ, они вдруг решили с нами поговорить. Две недели назад у нас было обсуждение того материала, который раскритиковали абсолютно все. Ни один человек из экспертного сообщества не высказался в поддержку проделанных работ. Тогда ни о каких бронзовых скульптурах речи не было. Была обсуждена лишь входная группа со стороны КОСКа», - рассказал Жуков ЕАН.
Депутат напомнил, что месте бывшего женского монастыря, рядом с кузней Лысякова, планируют создавать детский хоспис. Губернатор Евгений Куйвашев поддержал идею строительства лечебного учреждения для тяжелобольных детей, для хосписа есть все условия, но проект апгрейда Шарташского лесопарка настолько непредсказуем, что рядом могут внезапно оказаться зоны активностей.
"Хоспис в этот мастер-план не включен вообще. Как будет устроена территория рядом с бывшим скитом, ничего не сказано. Хотелось бы, чтобы в этом месте был более спокойный участок, не хотелось бы, чтобы там было много зон шумных активностей. По планам, которые проговаривались, там будет один из въездов в Шарташский лесопарк, видимо, будет увеличиваться проезд и будут созданы места для парковки. Но в мастер-плане я этого не нашел. Складывается ощущение, что наши встречи — чистая формальность. То, как все сделано, — это не уровень серьезного проектного агентства, а уровень дипломной работы", - констатирует Тимофей Жуков.
Александра Аксенова