РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 23 июля 2020 в 17:40
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Стихийный арт-кластер на набережной Екатеринбурга выселяют из-за ветхости помещений

© Фото из открытых источников
Обитатели называют пространство Двором культуры и труда. Подобные арт-кластеры есть в Москве и Санкт-Петербурге. Уникальность пространства на Первомайской в том, что он родился стихийно, в отличие от таких мест, как Ельцин Центра и Синара Центра. Двор культуры и труда участвовал в акциях "Ночь музеев" и "Ночь музыки". Тогда горожане узнали об этом месте и были очень удивлены, что в самом центре города, на набережной, находится уголок Питера.
В зданиях бывшей золотоплавильной лаборатории представлены мастера разных направлений. На территории стоит мобильный деревянный домик с деревенскими ставнями, здесь находится репетиционная база и музыкальная студия фольклористов-электронщиков.
Через окно со стороны Литературного квартала можно зайти в магазин артефактов, где продаются старинные вещи.
В здании по улице Горького (тоже часть комплекса) работает всем известный центральный сувенирный магазин, где можно приобрести уральские сувениры. Во Дворе проводятся выставки, мастер-классы, культурные события. Сам комплекс – памятник архитектуры, одно из первых кирпичных зданий в городе.
Сейчас помещения находятся в аварийном состоянии, сами обитатели говорят о том, что во время дождей стабильно течет крыша. Впрочем, художники выходят из положения творчески: кто-то натянул в своей мастерской красивое полотно.
В январе здание было куплено компанией "Брусника". На днях организаторам стихийного арт-двора поступило уведомление о выселении арендаторов для проведения реконструкции. Сейчас художники ведут переговоры с застройщиком. В целом "Брусника" заинтересована в кластере, но о дальнейшей судьбе своих мастерских художники ничего не знают.
«Они классные, но нас выселят», - с привычно позитивной интонацией говорит соседям Мария Кутнякова, которая вела переговоры с "Брусникой".
В допандемийные времена она работала в крупной компании дизайнером. Устав от постоянных нагрузок, решила выйти в свободное плавание. Сняв стол за 6 тыс. в месяц, она хотела наладить продажу не только своих фотокарточек, но и совместных с соседями, которые делают мозаики, работ. Еще Мария занимается восстановлением тканей.
«Вот конопляная ткань пятидесятых годов - до запрета производства конопли. Этой ткани 70 лет, у меня была конопля XIX века, ей вообще хоть бы что. Это материал очень крепкий. Производителю в современном мире такие материалы не очень нужны», - увлеченно рассказывает художница.
Как соседи ходят друг к другу за сахаром, так и художники осуществляют коллаборации, берут друг у друга отходы для воплощения новых идей. Все это время они жили своей жизнью, не ведя никакого диалога с властями. Возможно, о сообществе мастеров в мэрии никто не знает.
«Нам не нужно помогать, пожалуйста, не мешайте нам», - попросил нас мастер и хозяин гравюрной мастерской Иван Трикин.
Мастер мозаики Миша Кипятков не верит в то, что после ремонта художников запустят обратно.
«Мы не Москва и не Санкт-Петербург. Я не вижу запроса от властей, что городу нужен какой-то арт-кластер. Идея арт-кластера – она классная. Это то, во что должен сейчас перерождаться музей. Это и происходит. Отреставрируют какое-то здание, сделают в нем музей, а потом начинают звать людей на мастер-классы. Я жил два месяца в Сочи, в арт-кластере «Каскад», созданном уральцами. Здание там тоже купили люди и решили делать тупо бизнес, гостиницу, всех повыгоняли. Культурное явление растворилось в жизни Сочи, как будто всего этого не было. Подозреваю, что с нами так и будет», - поделился своими опасениями Кипятков.
Кажется, даже активисты узнали о всей ситуации случайно: кто-то с кем-то познакомился и решил вмешаться.
В пространстве работают как начинающие художники, так и участники международных конкурсов.
Специалисты мастерской «Братья Бородины» регулярно делают ледяные скульптуры, в том числе в городке на Площади 1905 года. В небольшой мастерской их гипсовыми скульптурами пространство занято до потолка.
Одним из первых в этот комплекс зданий заехало творческое объединение «Стрекоза».
«"Стрекоза" на этой площадке живет больше десяти лет, мы одни из первых, кто сюда заехал. Я не представляю, как мы будем жить без этого места. Это все неожиданно. Все готовы когда-то съезжать, но не таким путем. Мы предполагали, что нас как-то предупредят», - рассказала хозяйка «Стрекозы» Ольга Агеева.
Журналист ЕАН побывала в мастерских, где реставрируют и изготавливают мебель, рисуют картины, делают флорариумы и декор из стекла.
Свои картины у художников рисует известный всему Екатеринбургу поэт и художник Спартак, для его работ неоднократно организовывали выставки.
Одни профессионалы выполняют крупные проекты, кто-то жмет плечами в ответ на вопрос «на что вы живете». Но все эти люди удивительно гармонично уживаются по соседству, они спокойно относятся к тому, что в их мастерскую заходят гости, ведь экскурсию могут провести случайно зашедшему человеку.
Даже дискуссии, которые могли бы идти в данной ситуации на повышенных тонах, происходят очень спокойно и как-то по-философски. Цены на эти помещения в самом центре города более чем лояльны.
Художники готовы к тому, что придется разъехаться по разным углам, но все говорят о том, что пропадет и взаимовыгодное соседство, и особая атмосфера, так необходимая художникам. Атмосфера маленького Питера.
almaceramica