Верховный суд РФ признал деятельность движения АУЕ экстремистской. Отныне действия людей, которые занимаются криминальной пропагандой, будут попадать под статью 282.1 «Организация экстремистского сообщества» УК РФ. Максимальное наказание— до 12 лет лишения свободы.
Необходима ли была данная мера? ЕАН приводит мнение директора института государственного и международного права УрГЮУ Даниила Сергеева, который давно занимается криминологией. В 2018 году эксперт участвовал в проекте «АнтиАУЕ». При содействии министерства образования научным коллективом тогда были опрошены несколько тысяч старшеклассников.
«Мы занимались этим 2 года назад и пришли к выводу, что как такового движения АУЕ нет, это не организованная структура. У того, что мы называем АУЕ, нет единого центра. В ходе исследования мы не обнаружили доказательств прямой связи молодежи, связывающей себя с АУЕ, с исправительными учреждениями и их «идеологией». В основном это молодежь, которая «играет» в криминальных авторитетов, они наслушались про законы тюрьмы и начинают с их помощью выстраивать свой личный авторитет. По словам нашего информатора, в современных исправительных учреждениях тюремная субкультура постепенно сходит на нет», - говорит Даниил Сергеев.
По словам эксперта, разговоры о том, что дети в школах Свердловской области собирают на «общак» в тюрьме, в ходе исследования никаких подтверждений не нашли.
«Мы не установили связи между теми, кто собирает деньги, и зонами. Наверное, сборщики просто оставляют деньги себе. По сообщениям наших коллег из Читы и Иркутска, там эта связь действительно была, но сейчас ее нет, сами осужденные к молодежи АУЕ относятся со смехом, криминальные деятели не воспринимают это всерьез. В нашем регионе распространенность этого явления очень небольшая. Мы проводили с министерством образования сплошной опрос, в нем приняло участие несколько тысяч школьников выпускных классов. 78% школьников вообще не слышали, что это такое. Это значит, что они никак не вовлечены в эту тему. Оставшиеся 22% учеников выпускных классов региона имеют об этом предмете лишь поверхностные знания. При этом подавляющее большинство не смогли ответить на контрольные вопросы, отражающие степень вовлеченности молодежи в эти процессы», - поделился с ЕАН Даниил Сергеев.
Автор книги «Проблемы уголовно-правовой изоляции» уверен: АУЕ-подростки зачастую пародируют мифических персонажей, которых давно нет в исправительных учреждениях.
«Я назвал бы это явление не движением, а субкультурой. Даже дивизионом субкультуры. Это подростки, которые косят под авторитетов. И эта субкультура уже отходит. Сейчас и в тюрьме отживают многие понятия так называемого старого воровского мира. Старые правила, градации социальных каст тоже постепенно уходят в прошлое. Даже «общак» уже не имеет той роли, которую имел раньше. Он перестал быть неформальной обязанностью осуждённого, можно не скидываться вообще, это делают только по желанию. Средний осужденный платит 500-700 рублей в месяц. С «общака» делают так называемый «грев», «подогревают» тех, кто не получает посылки, накрывают общий чай, оплачивают общий телефон. Каждый осужденный этим телефоном может по определенным правилам воспользоваться. Мы проводим мониторинговое исследование исправительных учреждений с 2015 года, переписываемся с осужденными, выезжаем к ним», — рассказал Сергеев.
Впрочем, специалист не отрицает, что меры, принимаемые властями, не были лишними.
«Приравняли АУЕ к экстремистским движениям, скорее, потому, что должны были как-то отреагировать. Это может помочь тем регионам, в которых проблема действительно есть, хуже точно не будет. О таких мерах говорят: "Если поможет одному – уже хорошо"», - заключил Даниил Сергеев.
Напомним, АУЕ — аббревиатура девиза, который можно расшифровать как «Арестантский уклад един». В 2016 году на заседании совета по правам человека ответственный секретарь Яна Лантратова в разговоре с президентом Владимиром Путиным назвала АУЕ «проблемой национальной безопасности». В 2018 году троих жителей Екатеринбурга арестовали за производство сувенирной продукции с АУЕ-символикой. 10 декабря в Екатеринбургском гарнизонном военном суде по этому делу начнутся слушания.
Александра Аксенова