В Екатеринбурге электросамокатный бум. Если год назад ими пользовались единицы, то теперь в погожий день в центре их сотни. Спрос рождает предложение — и в город пришли сервисы по аренде самокатов, или кикшеринги. Мы поговорили с директором лаборатории социальных практик Ельцин Центра Ольгой Жданович, которая работала над появлением в городе франшизы по прокату самокатов Whoosh, о том, как запуску мешал, но не помешал коронавирус, как часто воруют самокаты и где они будут зимовать.
— Кому и когда пришла идея запустить в Екатеринбурге кикшеринг (кикшеринг — прокат электросамокатов, - прим. ЕАН)?
— Идея принадлежит Татьяне Борисовне Юмашевой, дочери Бориса Николаевича Ельцина. Она часто путешествует и видела подобные прокаты в других городах. Во время очередного приезда в Екатеринбург она предложила запустить прокат у нас.
Мы в Ельцин Центре долгое время сомневались, год изучали рынок и выбирали подходящего партнера. В итоге предпочли франшизу Whoosh. Мы самостоятельно купили самокаты модели Xiaomi Mijia m365 и поставили на них замки, которые подключены к мобильному приложению.
— Какой посыл был у этой идеи? Хотим сделать Екатеринбург похожим на Европу? Или это желание открыть новый бизнес и заработать?
— Здесь нет противопоставления, это и бизнес, и идея сделать Екатеринбург более европейским. Татьяна Борисовна изначально рассматривала это как возможность для развития нового городского транспорта. Но когда мы искали партнера, конечно же хотели, чтобы сервис не был убыточным, а хотя бы выходил в ноль.
— Как вы оцениваете первый сезон работы проката?
— Достаточно позитивно. Я не могу сказать, что мы окупили затраты, потому что были разные издержки: пришлось увеличить количество самокатов, тратиться на постоянную замену колес.
Начнем с того, что у нас нет велодорожек, и в городе много высоких бордюров-поребриков. В некоторых местах лежит брусчатка, где-то дыры в асфальте. Когда ты едешь и попадаешь в дыру — колеса рвутся и лопаются. Поэтому приходилось очень много денег и времени тратить на эти ремонты. Бывало, что у нас 158 самокатов из 300 находилось на ремонте передних колес.
Второй момент. Человек, как правило, не относится к арендованному самокату как к своему имуществу и не очень его бережет.
Со временем мы придумали, как бороться с повреждениями колес: мы опробовали разные колеса, разные шины, по-разному их накачивали. В итоге сейчас ситуация стала лучше, меньше колес рвется. Но очень хочется, чтобы город тоже начал развиваться и работать с внутренней инфраструктурой для велосипедов и электросамокатов.
— Почему именно Whoosh?
— У них самый лучший сервис. Это шеринг, и здесь самое главное — обратная связь поддержки. Вдруг у тебя сел телефон, или сел самокат, или у тебя с карты какие-то деньги списали, или наоборот. Команда Whoosh прекрасно работают в этом плане, у них очень крутое мобильное приложение, отличная поддержка сервиса.
Те, кто дает нам обратную связь от пользователей, говорят, что все в восторге, и проблемы решаются очень быстро. Сеть есть не только в Москве, они присутствуют уже в Санкт-Петербурге, Тюмени, Казани, Сочи. В следующем году, я думаю, они откроются во многих регионах, это пользуется спросом.
— Как прошел запуск сети и как проходило расширение?
— Поначалу самокаты были только в центре. Если скачать приложение, то в нем можно увидеть карту Екатеринбурга. На ней показаны районы, которые задействованы, и там видно, где рядом с тобой есть самокат. Мы открылись 15 мая, и поначалу было очень страшно.
Мы выставили первые самокаты около Ельцин Центра и наблюдали, когда их наконец возьмут. Это произошло через 15 минут. С каждым месяцем и неделей мы расширяли территорию, на которой работает кикшеринг. Последнее открытие —- микрорайон Солнечный с узким проездом через Вторчермет.
На следующий год, думаю, закроем весь город, надеюсь, откажемся от электронных замков и перейдем на так называемые онлайн-парковки, то есть не нужно будет пристегивать самокат к велопарковке, можно оставить его в определенном месте, отмеченном на карте.
— Вы согласовывали проект с администрацией?
—- Без согласования мы не могли бы вклиниться в инфраструктуру города. Если вы захотите в городе поставить велопарковку или скамейку, то вы тоже это не сможете сделать просто так, без согласования. Мы согласовывали не только парковки, но и саму историю с кикшерингом.
Администрация нам помогает решать некоторые вопросы с управляющими компаниями разных объектов.
— Можете ли вы сказать, что этим летом был бум популярности электросамокатов?
— Для этого у меня пока мало аналитики, мы поймем это только в сравнении со следующим годом. Конечно, можно утверждать, что на руку сыграла пандемия. Очень много людей остались в городе и не уехали отдыхать. Кто-то самокаты рассматривает как развлечение, для кого-то они стали транспортом.
Мы видим статистику по поездкам и понимаем, что очень много людей в хорошую погоду выбирали самокат именно как транспорт, особенно когда мы запустили динамический тариф. Он подразумевает, что цена на поездку не фиксированная, а зависит от спроса. Допустим, утром, если спрос маленький, то и цена за поездку меньше. Если это час пик, то цена становится стандартной, которая у нас изначально была заявлена. Конечно, посмотрим, что будет в следующем году.
— Какая статистика есть по поездкам?
— Самые протяженные — из Академического и обратно. Также есть поездки из центра до микрорайона Солнечный. Средняя поездка — 30-45 минут. В июле на самокатах совершалось полторы тысячи поездок в день.
— Было ли легко запускаться? Пандемия нарушила ваши планы?
—- На самом деле сыграла на руку. Мы боялись, что сервисом никто не будет пользоваться, год был полностью на рисках, и прогнозировать результат было невозможно.
Во-первых, мы планировали запуститься в апреле, а не в мае. Но этого не произошло т. к. из-за пандемии границы были закрыты, и мы не могли получить товар. Во-вторых, мы хотели, чтобы уже в июне у нас было 500 самокатов. Это опять же не получалось из-за закрытых границ. Были большие проблемы с запчастями, и из-за этого иногда самокатов в городе не хватало. Очень много времени уходило на обработку самокатов из-за дополнительных условий по дезинфекции.
Сейчас у нас тысяча «машин». Также есть запас на случай, когда самокаты в ремонте или на дезинфекции. Дезинфекция происходит на базе. Когда самокаты попадают туда, их моют и обрабатывают, потом выставляют в город. В городе мы не можем заниматься дезинфекцией после каждой поездки, но у нас в приложении написано, что мы рекомендуем протереть ручки и во время поездки находиться в маске.
— Когда самокату требуется подзарядка и как происходит сбор, обработка и подзарядка самокатов?
— Самокат на 100%-ном заряде батарейки может проехать от 4 до 5 часов. Когда мы видим, что у самоката осталось 15% зарядки, то мы смотрим на всю карту и оцениваем, сколько самокатов с низким зарядом осталось во всем городе. У нас есть техническая служба, в которой работают 30 человек и которая за этим следит, ездит по городу, собирая разряженные самокаты. Взамен они выставляют уже полностью заряженные устройства.
У нас в городе три базы, где находятся зарядочные станции. Одна у парка Маяковского, вторая в Ельцин Центре и еще одна между ВИЗом и Юго-Западом.
— Как вы отслеживаете кражи?
— В самокат встроена определенная модель угона, по которой мы понимаем, что его хотят похитить. Есть группа быстрого реагирования, которая выезжает в случае кражи. Мы закладывали, что некоторое количество самокатов будет украдено, но наши прогнозы не оправдались. В итоге самокатов было украдено меньше, чем мы думали. Мы довольны, что вандалов в городе не так много. И спасибо правоохранительным органам, которые нам помогали и задерживали преступников.
Whoosh разработали определенную методику и запатентовали ее. Есть алгоритм, по которому мы понимаем, что транспорт хотят украсть, и это отображается в программе. Оператор звонит группе быстрого реагирования, они выезжают на место и задерживают нарушителей. В каждом самокате есть датчики GPS, поэтому мы знаем о местонахождении всех самокатов.
Например, если мы видим, что самокат вдруг разгоняется на скорость больше 20 км/ч, то мы понимаем, что его хотят украсть. Наши самокаты не способны разгоняться больше этой скорости. Если транспорт едет быстрее, значит, кто-то положил его в багажник машины и едет со скоростью 40–50 км/ч.
Конечно же, мы сперва связываемся с пользователем. Бывают ситуации, когда самокат разрядился или человек устал и убрал самокат в багажник. Тогда мы говорим, что так делать нельзя, и договариваемся отдельно в каждой ситуации. Если это все-таки кража, то группа быстрого реагирования едет на перехват. Когда они ловят нарушителя, то вызывают полицию для составления акта.
В отношении как минимум пяти человек дело будет рассматриваться в суде. Это те люди, которые серьезно провинились: украли самокат, принесли его к себе домой, начали разбирать. Для города-миллионника пять человек — не так много. Надеюсь, что дальше будет лучше, и люди поймут, что не надо ничего воровать, ведь можно попасть в тюрьму. Лучше использовать это и беречь, чтобы хватило на более долгий срок.
— Когда планируете закончить сезон и что будет происходить с самокатами после окончания сезона?
—- Думаю, что мы еще до середины октября поработаем, если не будет неожиданного снега. После этого самокаты отправятся на склад, где в течение зимы будут проходить техническое обслуживание: будем менять колеса, приводить все в порядок и чинить, снимать замки и перенастраивать их на электронные.
В следующем сезоне мы планируем ввести новые модели самокатов.
— Какие есть сложности для ведения такого бизнеса?
— Инфраструктура города. Как я говорила ранее, у нас нет велодорожек и много бордюров. Управляющие компании разных объектов не всегда относятся лояльно. Они требуют с нас то деньги, то еще что-нибудь. Но инфраструктура — главная проблема.
— Вам не мешают люди, которые дают напрокат самокаты за наличные на той же Плотинке?
— Они нам не мешают, и конкуренции с ними у нас нет. Во первых, у них меньшее количество самокатов. Во-вторых, у нас есть такое преимущество, как страховка. Если с тобой что-то случилось, то на этот случай есть страховка. Для ее получения нужно написать заявление, и если это проблема с самокатом, то можно получить компенсацию. В-третьих, на Плотинке нужно брать самокат только за наличные. В-четвертых, самокат нужно сдать туда же, откуда ты его взял, а это не всегда удобно.
— Министерство транспорта опубликовала проект изменений в ПДД. Согласно этому проекту электросамокаты, моноколеса и сегвеи хотят прировнять к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), уточнить правила использования СИМ для разных возрастов и приоритет зон для передвижения для них. Также хотят ограничить максимальную скорость передвижения до 20 км/ч. Это усложнит вам жизнь?
— Думаю, наоборот. Наши самокаты и так ограничены до скорости не более 20 км/ч. Если законодательно на федеральном уровне будет определено, что в каждом городе должны построить велодорожки с определенной протяженностью, то это будет прекрасно, потому что самокаты и велосипеды наконец-то смогут безопасно ездить. Это моя мечта и мечта каждого человека, кто ездит на велосипеде или самокате.
Беседовала Анна Гринь