Человек митрополита Кирилла
Епископ Евгений (до пострига Алексей Кульберг) приехал на Урал в 2012 году вслед за новым митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом (Наконечным). Долгое время Кульберг считался человеком из его команды.
Именно Кирилл, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, в 2004 году рукоположил Алексея Кульберга в священники. Сам Кульберг при этом являлся уроженцем Москвы, и свое духовное воспитание получил у одного из лидеров монархического ультраправославного движения протоиерея Александра Шаргунова (отец писателя и депутата Госдумы Сергея Шаргунова).
Митрополит Кирилл (Наконечный), епископ Евгений (Кульберг)
В январе 2003 года Алексей Кульберг впервые оказался в центре скандала, когда вместе с группой единомышленников принял участие в разгроме выставки «Осторожно, религия!» в Москве. Впоследствии об этом инциденте Кульбергу припоминали не раз. Но будущий архиерей неоднократно заявлял в интервью СМИ, что поступил тогда правильно, а в последующем оправдывал верующих, которые также громили выставки.
В ярославском периоде своей жизни уже священник Алексей Кульберг зарекомендовал себя как хороший организатор, после восстановления храма Рождества Богородицы села Великого. Впоследствии архиепископ Кирилл (Наконечный) перевел своего подопечного в Ярославль, а затем, как уже было сказано в Екатеринбург, где Кульберга сразу поставили настоятелем храма «Большой Златоуст». С 2014 года он являлся настоятелем Вознесенской церкви и в том же году он возглавил пресс-службу епархии.
«Патриарх его заприметил»
С 2016 года начался, по сути, карьерный рост священника Алексея Кульберга, когда с одобрения патриарха Кирилла, его возвели в сан епископа. Условия к этому времени располагали — Кульберг овдовел (в браке у него родилась дочь). При этом наши источники утверждают, что митрополит Кирилл к карьере «своего человека» непричастен.
«Патриарх (Кирилл — прим. ЕАН) сам его заприметил. Узнал, что тот москвич, имеет техническое образование и фактически сам Святейший взял его под свое покровительство», — рассказал ЕАН один из священнослужителей Екатеринбургской митрополии.
В течение нескольких дней протоиерей прошел все этапы посвящения в Москве — от пострига в монашество с именем Евгений до возведения в сан епископа. По возвращении в Екатеринбург стал викарием епархии. Специально для него эта должность и была учреждена.
Уже в 2017 году имя епископа Евгения оказалось замешано в уголовном деле блогера Руслана Соколовского. Один из защитников «ловца покемонов» — выпускник духовной семинарии Виктор Норкин напрямую заявлял, что инициаторов уголовного преследования может выступать епископ Евгений. Впрочем, викарий и сам не скрывал своего неприязненного отношения к личности Соколовского (в чем он также признавался журналистам).
В 2018 году последовало новое назначение епископа на самостоятельную должность — в качестве руководителя Нижнетагильской епархии. Уже тогда в церковной среде заговорили, что еп. Евгения готовят к назначению в более крупную и престижную епархию. Нижнетагильская в этой связи рассматривалась как площадка для отработки управленческих навыков. Однако в августе 2020 года эти предположения сбылись лишь частично, когда епископа Евгения назначили викарием патриарха и руководителем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
В его ведение были отданы вопросы подготовки новых членов Церкви. Также он курировал все учебные заведения, работающие под эгидой РПЦ, — от детских садов до духовных семинарий.
Чего ждать духовенству от нового митрополита?
Общая обстановка смены власти в Екатеринбургской митрополии напоминает ситуацию, которая возникла во времена архиепископа Викентия (Мораря) в 2011 году. За 11 лет правления архиепископ Викентий перессорился как с органами власти, так и с общественностью.
Его сменщик — митрополит Кирилл (Наконечный) к концу 2020 года оказался в похожем положении. Отношения с руководством Свердловской области хотя и не были испорчены, но после спора о карантине в храмах, оказались натянутыми. Конфликты Екатеринбургской митрополии с общественностью не прекращались с «дела Соколовского». Не проходило и года, чтобы не возникал какой-то скандал с религиозной подоплекой, который к тому же выходил на федеральный уровень.
Серьезный удар по митрополиту Кириллу нанес церковный раскол, начатый бывшим схиигуменом Сергием (Николаем Романовым), и приведший к потере монастыря. На протяжении всего конфликта архиерей пытался держаться с достоинством. Но в итоге: монастырь не вернули, раскольников не разогнали. Сложно сказать, что в действительности стало решающим фактором для перевода митрополита Кирилла. Для сравнения при этом следует вспомнить, что еще одного руководителя Екатеринбургской епархии — епископа Никона сняли с должности не из-за «гей-скандала», а по причине неконтролируемого бунта священства. Впрочем, митрополит Кирилл и сам не сильно держался за кафедру.
Однако, исходя из стиля управления епископа Евгения, можно с уверенностью сказать, что его прислали «навести порядок в епархии». О политике нового главы митрополии не понаслышке знают священнослужители из Нижнетагильской епархии. Один из них рассказал ЕАН, что как только епископа Евгения назначили на эту кафедру, из кафедрального собора Нижнего Тагила в буквальном смысле «сбежал настоятель». Сразу по прибытии в епархию, со слов священников, новый архиерей поднял сборы с приходов в 1,5-2 раза, не считаясь с экономическим положением настоятелей.
Наконец, по отзывам клириков, епископ Евгений не терпел дискуссий, придерживаясь исключительно авторитарного стиля правления. Прямо противоположные отклики ЕАН прежде получал от клира на митрополита Кирилла, с которым легче было договориться о компромиссе. Подобного отношения к себе ожидают теперь священнослужители Екатеринбургской митрополии.
Другой вопрос, сменится ли риторика церковных властей по отношению к бывшему схиигумену Сергию (Николаю Романову) и его сторонникам. До настоящего времени митрополия декларировала только мирное разрешение конфликта — идеи по штурму монастыря и преследованию раскольников отметались. Однако Сергий не столько вредит РПЦ идеологически, сколько финансово. Пожертвования (и достаточно щедрые) по-прежнему поступают к нему в монастырь, в то время как митрополия теряет доходы из-за последствий пандемии коронавируса.
Учитывая характер епископа Евгения, что для решения проблемы раскола, он может перейти к энергичным действиям. И вернуть монастырь под контроль в данному случае будет недостаточно. В идеале ему необходимо изолировать фигуру бывшего схиигумена. Сами священнослужители надеются, что решением этой проблемы миссия митрополита Евгения на Среднем Урале закончится.
В этой связи возникает главный вопрос, из кого будет формировать свою команду новый глава Екатеринбургской митрополии. Очевидно, что его предшественник — митрополит Кирилл заберет с собой своих приближенных — иеромонаха Кирилла (Корытко) и игумена Вениамина (Райникова). Таким образом епископу Евгению останется команда, собранная еще архиепископом Викентием (Морарем).
Источники ЕАН в церковных структурах отмечают, что Кульберг мягко говоря не пользовался популярностью среди уральских коллег, когда был обычным протоиереем. Его интеллектуальные и ораторские способности в среде екатеринбургского священства оценивались как ниже среднего. Некоторые высокопоставленные священники из числа членов Епархиального совета в приватных разговорах заявляли, что Кульберг «занимается вредительством».
Однако в виду частых переездов за последние четыре года епископу Евгению так и не удалось сформировать свою команду, на которую он мог бы также положиться, как митрополит Кирилл на игумена Вениамина или иеромонаха Кирилла.
Компромиссов не будет
Из представленной священством характеристики не следует воспринимать епископа Евгения как деспота-самодура. На протяжении своей карьеры он проявил самую необходимую для священника способность — умение уговаривать потенциальных спонсоров. По сведениям ЕАН, Кульберга еще до получения епископского сана подключали к переговорным процессам по финансированию отдельных епархиальных проектов.
«В этой области он упорный лоббист, который вполне может убедить мецената в буквальном смысле сладкими речами. Когда он говорит, ощущение, что перед тобой интеллигентный, мягкий священник. Но если надо, может вставить жесткую нотку. Правда, он сам интересуется лишь какими-то глобальными проектами. Рядовые, приходские он попросту игнорирует, если это не касается его самого», — рассказал ЕАН инсайдер в Нижнетагильской епархии.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, митрополит Кирилл, еп. Евгений
В тоже время недоговороспособность нового главы митрополии может сказаться на отношениях Церкви и общества. Епископ Евгений неоднократно демонстрировал полное пренебрежение к мнению людей, которые не относятся к членам Церкви. Впрочем, если точка зрения воцерковленного человека отличалась от позиции епископа, это могло иметь для него серьезные последствия. К примеру, бывший преподаватель Миссионерского института Алексей Мосин вынужден был написать заявление об увольнении после своего выступления в защиту Соколовского. По словам Мосина, это было сделано после звонка Кульберга в ректорат вуза.
По всей видимости, в случае возникновения очередного конфликта между обществом и Екатеринбургской митрополии, компромиссных решений, как в эпоху митрополита Кирилла, ожидать уже не следует.