На последнем заседании Заксобрания депутат Вячеслав Вегнер давно зарекомендовал себя как депутат-зоозащитник. На заседания областного парламента он приносит своего кота, чтобы обратить внимание на бесчеловечную практику удаления когтей у животных, ведет переговоры с зоозащитниками, ездит разбираться с нарушениями в пункты сожержания бездомных животных. Вячеслав Вегнер поднял непростой вопрос: отсутствие приютов для бездомных животных, которые бы соответствовали федеральному закону, принятому в начале 2020 года.
В течение года закон обсуждался на всех уровнях, но фактически на местах содержания животных произошла только смена табличек: «Пункт временного содержания» превратился в «Приют для животных». При этом на приюты в регионе ежегодно выделяется 105 млн рублей.
С 1 января 2020 года вступили в силу положения № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», тогда же появились новые требования к содержанию бездомных собак, а также к их возврату в случае, если хозяева не нашлись. Теперь отловленных собак — при условии, что они не проявляют немотивированной агрессии, — возвращают на прежние места их обитания.
Мест содержания для бездомных животных, которые отвечали бы всем требованиям закона, в Свердловской области за год так и не появилось. На данный момент в регионе действуют 18 приютов, 17 из них частные, один — государственный, 16 из них используются для содержания отловленных животных без владельцев.
Самый большой и скандальный из них, приют в городе Артемовский, закроют 25 декабря. По сообщениям зоозащитников, помимо обнаруженных ими чудовищных условий, по периметру приюта были найдены трупы собак. Общая вместимость бывшего ПКС Артемовского — 380 голов, что составляет 32% от среднего годового количества отловленных животных без владельцев по региону.
Еще до решения закрыть приют в Артемовском стало понятно, что регион нуждается как минимум в 35 дополнительных местах по уходу за бездомными животными.
О сложившейся ситуации и путях решения проблемы — интервью депутата Законодательного собрания Свердловской области Вячеслава Вегнера.
— Вячеслав Михайлович, скоро будет год, как принят федеральный закон об ответственном обращении с животными. Получается, он не исполняется?
— Нет, не исполняется. Год прошел, как он принят, на сегодняшний момент в области нет ни одного приюта, который соответствовал бы этому закону. Даже по всей стране их не очень много. В законе прописаны достаточно жесткие требования по ветеринарному обслуживанию, по организации кухни, организации карантина, по содержанию животных в клетках, по кормлению и так далее. Соответствующего таким требованиям приюта на территории области нет ни одного.
— Вы озвучиваете этот вопрос на разных уровнях, он как-то решается?
— Мы встречаемся с зоозащитниками, на последнем заседании Законодательного собрания я задавал вопрос губернатору. Позже мы встречались с Алексеем Орловым (первый заместитель губернатора Свердловской области — прим. ЕАН) и договорились, что этот вопрос необходимо решать. Мы договорились, что поедем с ним в Тюмень, там есть положительные примеры таких приютов. Надеюсь, в следующем году общими усилиями мы начнем строить хотя бы по одному приюту на территориях наших округов. Один из них хотели бы построить в Артемовском, поскольку он стал окружным, туда собак свозили со всей области
— А что сейчас с приютом в Артемовском? Там же ужасные вещи творились.
— В приют в городе Артемовском я съездил, там благополучно все закрыли. Двадцать пятого декабря его закроют окончательно, сейчас оттуда развозят животных по другим местам содержания.
— Сейчас животные размещаются в бывших пунктах кратковременного содержания, а вообще можно ли эти помещения переделать в соответствующие всем нормам приюты?
— Ни один из бывших ПКС невозможно переоборудовать в приют, они не соответствуют нормам: ни по площади, ни по составу помещений, ни по клеткам. Ни частные, ни единственный государственный ПКС, который находится в Екатеринбурге, не соответствуют этим нормам.
— Что-то было сделано за год в этом направлении?
— Вынужден признать, что за год в этом направлении не было сделано ничего. Только разговоры велись. Даже в рамках Законодательного собрания: да, собирали группы, да, было поручение Людмилы Валентиновны (председателя Заксобрания Людмилы Бабушкиной — прим. ЕАН). Группа собиралась, разговоры разговаривали, но, к сожалению, ничего не сделано.
— Но деньги на приюты выделяются…
— Ежегодно на приюты в Свердловской области муниципалитетам выделяется 105 млн рублей. Эта сумма размазывается на всю область, а реально ничего не сделано.
— Кто может сдвинуть дело с мертвой точки: зоозащитники, власть?
— Есть положительный опыт по стране, например в Нижнем Новгороде. Также этой проблематикой успешно занимается глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Думаю, что мы изучим все положительные примеры и сделаем хороший пункт передержки. Все это нужно делать с общественниками, я настаиваю на государственном и частном партнерстве. Как бы мы ни хотели, во главу угла нужно ставить этих людей, которые всей душой живут этими собаками. Иначе опять откроется очередная душегубка для собак, на которой люди просто зарабатывают деньги.