Крупнейшие свердловские застройщики ждут возвращения рабочих из стран СНГ. Бизнесмены даже готовы оплачивать им авиаперелет и направляют списки работников из дружественных стран в высокие кабинеты, вплоть до Кремля.
Федерация мигрантов России (ФМР) объединяет представителей диаспор и консулов, как стран бывших союзных республик, так и стран дальнего зарубежья. Цели и задачи у организации достаточно амбициозные – они уже добились продлений срока пребывания мигрантов в России и мечтают, чтобы обязательную регистрацию по месту жительства отменили совсем. Кстати, в прошлом году конкурс красоты мигрантов, организованный ФМР, выиграла девушка из Таджикистана, живущая в Екатеринбурге.
Руководитель Свердловского отделения Федерации мигрантов России Хушвахт Айдаров, известный межнациональному Екатеринбургу как учредитель общественной организации «Дидор», и человек, который создал воскресную школу для детей мигрантов, поговорил с журналистом ЕАН. С Айдаровым мы встретились в помещении рыночного комплекса «Таганский ряд».
Во время нашего общения коллега общественника Мастбегим Файзаллубековна ведет бесконечный прием мигрантов. В кабинете консультируют о продлении регистрации и выдачи патентов, переводят документы, устраивают на работу. Общественница рассказывает, что в период пандемии у мигрантов была своя горячая линия медиков-волонтеров, которые оперативно реагировали на вопросы о COVID-19 и других заболеваниях.
Хушвахт Айдарович, чем занимается Федерация мигрантов, и зачем она нужна, если у каждой национальности есть свой представитель?
В феврале 2007 года по инициативе авторитетных лидеров иностранных диаспор при поддержке управления по внутренней политике администрации президента была создана Федерация мигрантов России. Она держит связь со всеми консулами и диаспорами, базируется в Москве при администрации президента. Я руковожу региональным представительством.
Наша общественная организация занимается всеми проблемами мигрантов: интеграция, адаптация, попутно возникает очень много вопросов.
Сейчас, наверное, главное в повестке – возвращение мигрантов?
Это самый основной вопрос. Как вы знаете, сфера строительства просела на 50%. Официально осталось 50% рабочих рук. Такого никогда не было, рабочие у нас были в избытке. Страдают не только работодатели, но и экономика Российской Федерации.
А оставшиеся мигранты начали набивать себе цену…
Повышают цены за свою работу в двойном размере. После того, как откроют въезды и будет наплыв - старые расценки вернутся. Но я не представляю, что будет.
Основная проблема для возвращающихся - это получение патента, разрешения на работу. Его ожидание до пандемии составляло около 20 дней, вместо заявленных официально десяти. При этом прибывший в Россию гражданин должен получить регистрацию в течение недели.
Я поднял вопрос: почему авиарейсы повсюду открывают, а Таджикистан и Узбекистан закрыты. Не вижу никаких проблем для официального возобновления авиасообщения. Открыли Индию, которая находится на втором месте по распространению коронавируса после США. Тем временем, в Таджикистане – плато, ни одного больного там нет. В Узбекистане практически такая же ситуация. Мне никто не ответил на этот вопрос. Думаю, что президент Федерации мигрантов Вадим Коженов поднимет этот вопрос в правительстве.
На фото: Вадим Коженов
Слово президента вашей федерации может иметь какой-то вес?
Мы – общероссийская организация, которая отчитывается перед президентом РФ Владимиром Путиным. 15 марта 2020 года продлили статус оставшихся мигрантов на три месяца по просьбе президента Федерации мигрантов Вадима Коженова. Этот статус продлевается по сей день. Решения о продлениях очень облегчило участь трудовых мигрантов, три месяца они могли работать без патентов и лицензий, и без выплаты налогов.
Сейчас президент ФМР Коженов добивается отмены регистрации по месту пребывания. У него есть все доводы и доказательства, что отмена регистрации по месту жительства – необходимая мера.
Как их возвращать?
Есть два пути. Можно оставить систему, которая была по сей день, можно сделать все более организованно, перевозить мигрантов группами. Например, к консулу Таджикистана обратился екатеринбургский кирпичный завод, руководство которого готово своими силами, то есть за свой счет перевезти сюда необходимое число работников.
Но какими-то окольными путями жители стран, закрытых на въезд в Россию, все-таки пересекают границу.
Есть разные схемы. Подделывают документы о высшем образовании. На днях задержали несколько машин, которые незаконно пересекли погранзоны и попали на территорию Российской Федерации. Было задержано очень много мигрантов.
Или вот сейчас открыли Кыргызстан, что очень хорошо. Сейчас в Домодедово я вижу картину: большая часть пассажиров в Бишкек, Ош – таджики. Потому что прямой рейс из Таджикистана обойдется в 38 тысяч рублей, человек пролетая в одну сторону, платит за перелет в обе стороны. То есть в Кыргызстан попасть дешевле в два раза. Почему так? Они же рядом находятся. Из Таджикистана тем временем летят пустые самолеты.
А студенты из Таджикистана продолжают обучаться онлайн?
Студенты Таджикистана, Узбекистана, и других стран средней Азии так и остаются в онлайне. Но я сам работал преподавателем физико-математических наук в Таджикистане и понимаю, как важно личное присутствие, живое общение. Онлайн обучение – это издевательство, честное слово.
Но кто-то из студентов остался, помогали им?
Самый первый звонок с просьбой помочь в доставке продуктов поступил от студентов из стран Африки, которые учатся в УрГЭУ. Молодые люди из Сенегала, Конго и Камеруна обратились в ФМР из-за крайне тяжелого финансового положения. Им была оказана продуктовая помощь. Также помогали студентам-афганцам из УрФУ.
Говорят, у вас даже свой конкурс красоты есть.
Федерация мигрантов России проводит конкурс красоты среди мигрантов. В 2020 году победила девушка-таджичка, живущая в Екатеринбурге Фатима Каладорова. Это наша ученица, она волонтер общественной организации, воскресной школы. Очень образованная девушка.
На фото Фатима Каладорова
СПРАВКА
Генеральный консул Таджикистана в УрФО Зафар Сайидзода подтвердил множественные обращения свердловских предпринимателей в консульство, в том числе от «Кирпичного завода «Стройполимер». В документе сказано, что предприятие готово организовать чартерный рейс Екатеринбург-Душанбе, Екатеринбург-Худжанд и обратно самолетом ВС SSJ-100 с количеством 90 посадочных мест. Множественные просьбы предпринимателей, пострадавших от кризиса рабочих мест в условиях коронавирусных ограничений, генеральный консул Таджикистана Зафар Сайидзода направляет в адрес правительства Свердловской области, так как вопрос должен решаться, как минимум, на уровне губернатора Евгения Куйвашева. В консульство за этот месяц поступили просьбы от ООО «СтройТехИнженеринг», ООО «АбсолютСтрой», Строительной компании «Система», строительной компании «КапиталСтрой». Просьбы впустить в страну рабочих также отправляли организации «Сервис Сварка» и деревообрабатывающей компании. Зафар Сайидзода направляет обращения предпринимателей с соседних областей – в правительства Челябинской области и ХМАО. Генеральный консул рассказал ЕАН, что у консульства нет полномочий разрешать въезд жителей стран до официального разрешения правительства.
«Вопрос о даче разрешения на въезд граждан республики Таджикистан с целью трудовой деятельности в условиях пандемии на территорию России не входит в сферу компетенции Генерального консульства Таджикистана. Этот вопрос в нынешней ситуации решает Правительство России на основании обращения руководителя субъекта РФ», – сообщил ЕАН Зафар Сайидзода.
Александра Аксенова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42