История со сносом ПРОМЭКТа вновь оживила спор о ценности конструктивизма для архитектурного облика Екатеринбурга. Мнения полярны, их носители будут сталкиваться еще не раз. Поэтому мы решили опередить события, изучить конструктивистскую карту города и выделить несколько потенциальных «горячих точек», похожих на ПРОМЭКТ. Это здания, не защищенные охранным статусом, но при этом с точки зрения экспертов имеющие архитектурную и культурную ценность.
Мы почитали о них, погуляли по коридорам, поговорили с их владельцами и арендаторами. Сразу оговоримся - на первый взгляд, опасность потенциальным памятникам в ближайшее время не грозит. Но все же градозащитникам стоит держать их в поле зрения. А заинтересованным в их сносе или перестройке лицам – иметь в виду, что любые подобные планы нужно как минимум сильно заранее обсуждать с общественниками и не пытаться воплотить их в жизнь полусекретно, отгородив объект конструктивизма от города глухим забором. Иначе крупных репутационных потерь, как в случае с «Маяком», не избежать.
Обитель скульптора
Как ни странно, самые интересные объекты обнаружились не в центре, а на ВИЗе. Первый – бывший кинотеатр «Сталь», расположенный по адресу ул. Халтурина, 43а.
Здание было построено в 1930-х годах из кирпича разобранной Никольской церкви, стоявшей неподалеку от нынешнего Птичьего рынка. Храм был заложен на базарной площади поселка в 1890 году в память о чудесном спасении Императора Александра III и его семьи при железнодорожном крушении на станции Борки. Никольская церковь строилась на пожертвования рабочих Верх-Исетского завода. Освящена в 1897 году. Сам Александр III даровал храму икону из вагона, где находилась царская семья во время крушения. В 1930 году храм был закрыт. Здание церкви разобрали, а из кирпичей сложили конструктивистский кинотеатр «Сталь» — храм новой культуры.
Кинотеатра в здании давно нет, но выглядит оно вполне прилично – и внутри и снаружи. Правда, как выясняется впоследствии, сказать так можно только о той части, которую видно с улицы Халтурина. Эта часть уже давно приватизирована двумя предпринимателями, в нем расположены автомастерская, магазин материалов для ремонта, несколько офисов. Всего – порядка восьми арендаторов. Фасады недавно покрашены, видно, что в здании регулярно делается ремонт.
На входе встречаем одного из владельцев – Сергея Никитченко. Он подтверждает, что в здание вкладывается регулярно, и арендаторы его занимают помещения продолжительное время. Однако есть проблема. Обходим здание вокруг. Проблемой оказывается заброшенная часть бывшего кинотеатра, которую с улицы не видно. На вид это просто руины.
«Эта часть, а также второй этаж, но не полностью, принадлежат Росимуществу. Однако уже много лет она находится в пользовании у известного скульптора Константина Грюнберга (автора памятника Маршалу Жукову, мемориала «Черный тюльпан», скульптурной группы Царственным Страстотерпцам у Храма-на-Крови). Ни он, ни Росимущество свою часть не ремонтируют. Частично второй этаж я делаю за свои деньги. Но кровлю, например, один уже сделать не могу. Это проблема. Кроме того, ясно, что полуразрушенная часть удешевляет остальное здание», - жалуется предприниматель.
Мы также попытались попасть в мастерскую Грюнберга, но скульптор нас не пустил. Он напомнил, что сейчас работает над горельефом к 300-летию Екатеринбурга и не хочет, чтобы ему кто-то мешал. «Мне 77 лет, мне простительно бояться сглаза», – пошутил он.
Интересно, что Грюнберг против внесения здания в реестр памятников не возражает. Очевидно, что отягощенное охранным статусом бремя ухода за памятником в любом случае ляжет на Росимущество.
Водная станция
Следующий интересующий нас объект – здание водной станции на берегу «визовского» пруда. Построено оно в 1935 году, архитекторы - Грушенко Иосиф Александрович, Соколов Вениамин Дмитриевич. Сейчас его занимает Центр спортивной подготовки сборных команд Свердловской области, до этого использовалось яхт-клубом “Коматек”. Сейчас он размещается в новом здании по соседству.
Здание многократно перестраивалось, и еще в 90-е было облицовано сайдингом, что немало расстраивает ценителей архитектуры. Один из сотрудников центра, знакомый с новейшей историей здания и немного – с перспективами его использования, согласился поговорить с ЕАН без упоминания его имени.
«Это здание в 90-е годы было переделано под офисник одним из первых. Его тут же облицевали сайдингом, тогда это было модно. Впоследствии владелец наделал долгов, здание перешло государству. Думаю, министерством спорта оно эксплуатируется чуть больше десяти лет», - рассказал собеседник агентства.
По его мнению, теоретически министерство могло бы инициировать внесение его в реестр памятников, но сохранять здесь особо нечего – оно много раз перестраивалось.
«Единственная настоящая ценность здесь – барельеф. Вот его стоило бы взять под охрану», – пояснил он. При этом, по его словам, само здание могло бы уже пойти под снос – в том случае, если бы здесь решили строить объекты к Универсиаде.
Но, теоретически, и разрастающемуся “Коматеку” эта площадка в обозримом будущем может понадобиться.
«Советские» офисы
В менее уязвимом положении находятся “советские” офисные здания. Таких в Екатеринбурге много, ЕАН по рекомендации архитекторов посетил два. Оба они окружены включенными в реестр памятниками конструктивизма, но сами этого статуса не имеют.
Первое расположено по адресу ул. Малышева, 24. Здание составляют два объема: угловой 4-этажный – административное здание и жилой 5-этажный. Известно как Дом СВЕРДЛКОГИЗа – здесь в середине 1930-х гг. располагалось Свердловское областное книжное издательство.
Сейчас частично им владеет «Средне-уральское книжное издательство», частично – Свердловская область, частично – физлицо Ведерников Борис Владимирович. Часть, принадлежащая региону, находится в управлении у литературного журнала «Урал».
“Редакция журнала "Урал" находится в здании по ул. Малышева, 24 с конца 50-х годов прошлого века. А целиком четвертый этаж занимает с 1968 года. Таким образом, редакция пребывает здесь полвека. И вопрос, нравится или не нравится, здание для меня не стоит. Здесь бывали и работали Владислав Крапивин, Ольга Славникова, Леонид Юзефович, Николай Коляда, Вячеслав Курицын, Борис Рыжий, Василий Сигарев и многие другие известные личности и литераторы. Здание, конечно, заслуживает ремонта (особенно крыша), но переехать в какое-нибудь новое офисное помещение хотелось бы еще менее. Ведь это будет уже совсем другая редакция, совсем другая история», - говорит заместитель главного редактора по вопросам развития Надежда Колтышева.
Сотрудников и литераторов можно понять – крыша, может быть, и требует ремонта, но коридоры очень светлые, ухоженные, залиты светом из огромных окон. Здесь приятно находиться.
Менее ухоженным выглядит здание по адресу Ленина, 41, где в советские годы размещался «Уралснабторг». Впрочем, в этих темных лестничных пролетах и обшарпанных стенах есть своя эстетика. Ее очень хорошо понимают художники.
«Наше здание на Ленина, 41 определенно обладает признаками культурного наследия. Это часть конструктивистского ансамбля. Когда ты заходишь сюда, то сразу ощущаешь, что находишься в особом месте. Само здание мне нравится, оно такое «теплое, намоленное, обжитое». Старые здания вообще «теплые». А к этому конкретному месту мы просто «прикипели», – говорит Евгений Фатеев, основатель фестиваля “Стенография”. В этом здании размещается офис его креативного агентства SrteetArt.
Отметим, на входе в здание висит объявление с номером телефона для желающих арендовать здесь офис. Дозвониться по нему не удалось. Однако арендаторы, с которыми ЕАН удалось пообщаться, говорят, что свободных мест здесь немного, и планов на реконструкцию или снос у владельцев (их здесь трое) точно нет.
Вузы
Конструктивистские здания – не памятники занимают и несколько уральских вузов. В их числе – здание УИУ РАНХиГС (больше известного как «Академия госслужбы») на 8 марта, 66, корпус УрФУ на Куйбышева, 48, здание Уральского архитектурно-художественного университета на Карла Либкнехта, 23. Ни один из вузов не намерен вносить свои здания в реестр ОКН. Все ссылаются на сложность и дороговизну эксплуатации памятников, а также на то, что объекты перестраивались и являются уже скорее новоделами, нежели памятниками.
«Вносить здание в какие-либо реестры у нас в планах нет. Не думаю, что это нам что-то даст, больше сложностей будет. Есть планы – отремонтировать, воссоздать внешний облик зданий корпусов Института, в первую очередь старого. Чтобы студентам было комфортно трудиться и чтобы аутентичный облик здания был сохранен», – заявил ректор УИУ РАНХиГС Руслан Долженко. Так, в этом году планируется обновить фасад старого корпуса – с улицы 8 Марта.
В УрФУ на запрос ЕАН о планах на конструктивистский корпус на Куйбышева ответили следующим образом: «Университет в данный момент не планирует инициировать внесение корпуса по адресу Куйбышева, 48 в реестр объектов культурного наследия. Корпус, расположенный по адресу Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 48а / ул. Белинского, д. 71а, состоит из разновременных объемов — литеры А и Б, к которым примыкает множество современных построек. При этом здание эксплуатируется в полном объеме, как единый комплекс, и физически отделить объем постройки 1930-х годов не представляется возможным. Основным критерием для выявления объекта культурного наследия является критерий подлинности. Объем литер А за период своего существования не раз подвергался перепланировкам, капитальным и текущим ремонтам, переоснащению и переоборудованию».
При этом, по мнению защитников объектов культурного наследия, хоть снос этим зданиям и не грозит, вполне может грозить неудачный ремонт – как, например, в случае с Водной станцией, или с обшивкой Екатеринбургского цирка облицовочной плиткой.
ЕАН продолжит следить за развитием ситуации вокруг этих зданий.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42