Выборы окончены, новый созыв депутатов свердловского Заксобрания получил мандаты — самое время определяться, что дальше. Почти половина парламентариев — новички, многие еще не ориентируются в депутатской жизни, поэтому рассказываем: на что им ориентироваться на первых порах.
Впереди у Заксобрания первое заседание, на котором они выберут себе руководителя и его замов, познакомятся. Но до тех пор перед парламентариями стоит очень важный вопрос, который определит их жизнь на ближайшие пять лет. И ответить на этот вопрос им желательно до начала работы парламента. Это вопрос о том, в какой комитет они войдут.
Комитет — основной рабочий орган Заксобрания. Все законопроекты, поступающие в думу, сначала обсуждаются на профильном комитете. И именно здесь проще всего его дорабатывать, вносить коррективы и поправки. Также комитет вправе и отклонить документ на доработку — делается это крайне редко, но возможность вполне реальная.
Причем, если на заседании Заксобрания необходимо 24 голоса депутата для того, чтобы отклонить законопроект, то на комитете достаточно трех, и им даже не обязательно голосовать — достаточно заболеть, не прийти и сорвать кворум.
Губернатор Куйвашев в разговоре с Арменом Карапетяном
Состав комитетов и их численность — один из вопросов, который утверждается на первом заседании. Но вот кто куда войдет — это решается сейчас в кулуарных переговорах. Ну в самом деле: не на заседании же очереди из желающих формировать. При этом формально технически обсуждать эти вопросы до первого заседания не с кем. Но по факту Людмила Бабушкина так и останется спикером и она же будет эти списки в итоге утверждать.
Всего комитетов в Заксобрании Свердловской области 8. Почти в каждом по 6 депутатов. Такое равномерное распределение объясняется следующим: во-первых, так всем найдется работа. Во-вторых, чем депутатов меньше, тем проще их контролировать, но при этом возникает риск, что кто-то заболеет, из-за этого не хватит кворума и работа будет сорвана. Шесть — это некое оптимальное число, при котором «Единая Россия», по-прежнему имеющая большинство в парламенте, может рассадить по 3-4 депутата в комитет и обеспечить его работоспособность. Для кворума достаточно, чтобы пришла половина.
Рассказываем, чем занимается каждый из комитетов, чья работа более, а чья менее заметна.
Комитет по бюджету финансам и налогам
Самый важный из комитетов Заксобрания. Собственно, часто можно слышать заявления, что в действующей системе власти у депутатов осталась одна реальная функция — утверждать расходование средств в бюджете, и только тут они могут хоть на что-то повлиять. Это не совсем так, но доля истины в этом утверждении есть.
Бюджетный комитет занимается всеми поступающими в Заксобрание вопросами о распределении и перераспределении средств между ведомствами, регулирует налоговую базу, курирует работу Счетной палаты. Кроме того, председатель комитета совместно с Минфином проводит согласительные комиссии, где муниципалитеты защищают свои заявки на выделение им дополнительных средств.
Отметим, что в формировании бюджета так или иначе участвуют и остальные комитеты — они проводят обсуждения в рамках своих зон ответственности и полномочий. Но координирует эту работу и подводит итог бюджетный комитет.
Еще одна важная функция комитета — именно здесь обсуждаются все налоговые льготы и порядок их предоставления, а от них существенно зависит прибыль всех крупных компаний региона.
Комитет по вопросам законодательства и общественной безопасности
Один из самых «странных» комитетов Заксобрания. Полномочия обширны, но при этом в большинстве своем касаются вопросов, которые встречаются не каждый день. Вроде уточнения статуса депутатов, порядка публикования нормативных актов министерствами, вопросов деятельности Уставного суда региона или принятия решений о проведении референдума. Вопросы важные, но большой частью регулируются федеральными законами и иными нормативными актами, именно для депутатов регионального парламента тут работы немного. При этом, если на уровне Госдумы аналогичный комитет является одним из важнейших, устанавливая, к примеру, регламент обращения криптовалют на территории страны или общие стандарты законотворчества, то на областном уровне остается лишь приведение соответствующих региональных законов в соответствие с федеральными.
Видимо, в нагрузку данному комитету передали и еще дополнительную функцию — утверждение всех сделок с областным имуществом. Продажа находящихся на балансе МУГИСО акций компаний, принятие на баланс котельных — все это обсуждается здесь и данная часть вопросов составляет до половины от тех, что обсуждаются на заседаниях комитета. При этом вопросы о том, какие предприятия будут продаваться и почему, обсуждаются на другом комитете, законодательный же включается лишь для утверждения сделок.
Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике
В ведении комитета находятся все вопросы, касающиеся ЖКХ, дорог и общественного транспорта, регулирования тарифов. В том числе здесь рассматриваются программы капремонтов, отселения из ветхого жилья, утверждения градостроительных нормативов.
Отметим, что, как и во многих других сферах, полномочий у депутатов, чтобы решать возникающие проблемы, как таковых нет — этим занимаются министерства. В части же регулирования работы ведомств парламентарии сильно ограничены федеральным законодательством. Тем не менее, в силу актуальности всех вопросов для региона это один из самых упоминаемых комитетов, работа которого привлекает к себе внимание населения.
Комитет по промышленности, инновационной политике и предпринимательству
Еще один комитет, который привлекает к себе внимание, в основном тем, что влияет на экономику региона.
Здесь обсуждают инвестиционные проекты. В том числе, кстати, различные технопарки и особые экономические зоны. Здесь же отчасти разрабатываются проекты различных налоговых льгот в качестве мер стимулирования инвестиционной деятельности в регионе.
Также комитет занимается утверждением программ приватизации и управления областным имуществом.
Кроме того: наука, вопросы, касающиеся работы информационных систем.
Наконец, на данном комитете рассматриваются вопросы радиационной и противопожарной безопасности, чрезвычайных ситуаций и эпидемий и ликвидации их последствий. На первый взгляд, логичнее было бы передать данный пункт в комитет по общественной безопасности. Но дело в том, что на уровне региона все эти вопросы в большей степени связаны с работой крупных промышленных предприятий и промышленному комитету просто проще понимать их специфику и обсуждать.
Комитет по социальной политике
В риторике российской власти принято подчеркивать, что основные статьи расходов у нас в бюджете — на социальную сферу. Теме социальной поддержке населения, по крайней мере, в заявлениях, уделяется много внимания. Соответственно, социальный комитет — один из самых загруженных в Заксобрании. Здесь обсуждают:
- здравоохранение,
- образование,
- льготы для различных категорий граждан.
Каждая из трех тем обширна и постоянно дает повод для внесения изменений в действующие нормативные акты или для иного нормативного регулирования.
Кроме того, в «нагрузку»: вопросы культуры и охраны памятников, профилактика ЛГБТ и наркозависимостей.
Комитет по региональной политике и местному самоуправлению
О важности данного комитета говорит то, что здесь рассматривался вопрос об отмене в Екатеринбурге прямых выборов мэра, как и по другим областным муниципалитетам. Здесь же обсуждаются вопросы, касающиеся перераспределения полномочий между областными ведомствами и администрациями муниципалитетов. Опять же, самый известный из них — о том, кто, как и в каких случаях будет согласовывать проекты застройки Екатеринбурга.
В ведении комитета находятся и вопросы, касающиеся внешнеэкономических связей Свердловской области (отметим, что реальных полномочий у Заксобрания в этой части нет, только декоративные, соответственно, и комитету рассматривать обычно в этой части нечего), административно-территориального делении области (упразднение населенных пунктов и их присоединение к другим — самые частые вопросы, рассматриваемые на комитете), защита нацменьшинств, а также вопрос об утверждении географических названий и об общественном контроле.
В целом, данный комитет хоть и важен, но какой-то активной работы депутата не предполагает — как правило, тут заняты лишь техническими вопросами. Все-таки реформы местного самоуправления не каждый год происходят. Впрочем, очередная на подходе: в Госдуме на прошлой неделе приняли к рассмотрению законопроект, вносящий ряд поправок, среди которых, к примеру, превращение депутатов в чиновников и возможность проведения заседаний дистанционно. Заработает он, вероятно, в январе. Так что на ближайшие год-два тут будет что обсуждать.
Комитет по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды
Здесь обсуждается все, что касается сельского хозяйства региона. От видов на урожай до цен на еду в магазинах. В том числе и обсуждение мер поддержки.
Вторая важная составляющая — вопросы торговли, питания и услуг. Фактически в этой части комитет можно рассматривать как тот орган Заксобрания, который занимается малыми бизнесом — всеми экономическими вопросами, которые не попали в поле зрения промышленного комитета, занимающегося, все-таки, в первую очередь крупным бизнесом и сферой производства.
«В нагрузку» идет тема экологии и лесного хозяйства. К слову, про защиту лесов, горевших этим летом, и принимаемых для их сохранности мерах — это в первую очередь к депутатам данного комитета.
Комитет по молодежной политике
Во многом молодежная политика остается в России мифом. Она ограничена защитой «семейных ценностей» с одной стороны, чем занимается Госдума, и организацией летнего отдыха детей, чем занимаются муниципальные власти. На долю Заксобрания тут остается почти ничего, поэтому и важных вопросов комитет обычно не рассматривает — просто нечего обсуждать. Ну разве что итоги работы оздоровительных лагерей в масштабах всей области.
В ведении комитета числятся и вопросы развития спорта и туризма. Но опять же, возможно именно потому, что у депутатов особых полномочий в этой части нет, как и в правительстве, не знают, как за эту сферу взяться — туризм в Екатеринбурге и Свердловской области худо-бедно развивается.
Из особенностей данного комитета можно отметить в итоге его незаметность: собирается относительно редко, вопросов в повестке очень мало, внимания не привлекают.