За последнюю неделю торговые ряды в ТРЦ Екатеринбурга заметно поредели из-за ухода из России международных компаний. Только в одном "Гринвиче" закрылось 16 магазинов.
Каждый день этот список пополняется (ЕАН следит за изменением ситуации), и непонятно: уходят компании навсегда или в планах корпораций - вернуться на старые торговые площадки. Но признаков того, что компании окончательно съезжают из магазинов, пока нет.
Как отметил начальник аналитического отдела УПН Михаил Хорьков, уход части арендаторов для торговых центров - полбеды. Те, кто еще работает в торговых центрах или в офисных центрах, уже начали требовать скидки на аренду на фоне изменений в экономической ситуации.
«Число вакантных площадей на рынке коммерческой недвижимости растет, а те, кто остается, требуют скидки. Рынку коммерческой недвижимости предстоит пройти через этап переоценки ситуации. Каковы будут контуры переоценки в условиях панических настроений, сложно прогнозировать. Каждый день появляются новости, которые корректируют ситуацию. Надо дождаться момента, когда ситуация стабилизируется и появятся условия для прогнозов», — считает Хорьков.
По его словам, в сложившейся ситуации в рискованном положении оказались инвесторы, которые уже вложились в строительство объектов коммерческой недвижимости (хотя таковых в Екатеринбурге очень немного). К моменту сдачи объекта может возникнуть вопрос его актуальности.
«Для инвесторов, которые ищут дефолтные объекты, могут открыться новые возможности», — резюмировал Михаил Хорьков.
«На исполнение договора аренды не влияет внешняя конъюнктура. Отказ от работы - это не форс-мажор. Поэтому за аренду все равно придется платить. Условия одностороннего отказа прописаны в договорах аренды, и сейчас не форс-мажор, а односторонний отказ от выполнения договорных обязательств под нажимом правительства иностранного государства, т.е. фактически полное вмешательство государства в рыночные отношения, против чего постоянно выступают идеологи либерализма и демократии, но в любом случае за убытки придется платить арендатору», — пояснил ЕАН Дмитрий Лебедев.
Юрист юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев в свою очередь считает, что иностранные компании при составлении договоров аренды могли предусмотреть различные варианты развития событий.
«Все может быть прописано в договоре, а договоры все разные. Более того, у крупных игроков как раз договоры обычно очень подробные и детальные, так что никакого универсального ответа нет. Если предположить, что никаких подходящих условий в договоре нет, то, насколько я понимаю, решение об уходе компаний является их собственным решением, не вызванным какими-либо формальными санкциями и тому подобными ограничениями. Решение корпораций об уходе вызвано их собственными представлениями о целесообразности работы в России в сложившихся условиях. Если это их произвольное решение, то оно не может влиять на арендодателей. Последние вправе требовать продолжения платежей», — отметил Александр Латыев.
По его мнению, форс-мажором мог бы быть запрет платежей со стороны иностранных государств в Россию или запрет получения платежей российскими властями. Однако проведение операций не отменены — усложнились лишь условия. Кроме того, большинство таких компаний юридически — это российские организации, пусть и дочки иностранных. Так что платежи должны быть внутри страны. Впрочем, если иностранная компания решит ликвидировать российскую дочернюю структуру, то аренда прекратится автоматически.
«Основания для расторжения договора могли бы найтись, если бы речь шла о реально иностранных контрагентах и им официально запретили торговать с Россией. Но этого не наблюдается пока. Репутационные риски в связи с тем, что они остаются на российском рынке, — это их риски», — отметил Латыев.
Иностранные компании продолжают уходить из России в связи с геополитической ситуацией. На фоне событий на Украине ежедневно десятки брендов заявляют о прекращении сотрудничества с нашей страной. В последние дни об уходе с рынка заявили Rolex, Cartier, Pepsi, Coca-Cola и McDonald’s. ЕАН ежедневно обновляет список компаний, приостановивших работу на территории страны.