РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 15:28
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Что делать, если ребенок вышел из-под вашего контроля: советы соцработника-педагога из Екатеринбурга

Подростковые банды, устраивающие налеты на магазины в Екатеринбурге и Свердловской области, казалось бы, сбиваются из детей, выросших в маргинальных семьях. Но социальные работники утверждают, что зачастую такие группы наполовину состоят из подростков, которые воспитываются благополучными и даже состоятельными родителями. О том, что может толкнуть ребенка на преступление и как понять, что подросток вышел из-под контроля родителей, корреспонденту ЕАН рассказала педагог учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Екатеринбурге.
— Скажите, в какой момент родители начинают терять контроль над ребенком?
— С неблагополучной семьей все очевидно. Если родители ведут асоциальный образ жизни, то ребенок не получает элементарных знаний о поведении в социуме и общежитии. Он может просто не знать, что дома должно быть чисто, что нужно убирать за собой кровать (к примеру). Дети этого не видят и идут по стопам своих родителей.
Банальный пример, когда у одной женщины, состоявшей на учете, родился сын и она им не занималась - пьянствовала. Ребенок жил сам по себе. Его тетя, которая жила с ними, поначалу тоже не занималась сыном сестры. А потом, когда он подрос, она стала не справляться.
Ребенок полностью игнорирует ее, ночи проводит в компьютерном клубе. Придет домой – поспит, поест и снова пропадает на ночь. И женщина уже сама готова отдать его в реабилитационный центр или вовсе отказаться от него, потому что не может с ним совладать.
— А что в случае, если ребенок растет в благополучной семье?
— Зона риска в данном случае начинается с 12 лет. И здесь сопутствуют две крайности. Первая - родитель думает, что его ребенок всегда прав. Вторая - родитель считает, что если ребенок накормлен и обеспечен гаджетами, то на этом его родительский долг выполнен. Начинаются параллельные жизни у родителей и детей, и так может продолжаться, пока ребенок не пойдет на преступление. В условиях дефицита внимания подросток начинает общаться с детьми с девиантным поведением, а родители об этом просто не знают. У них нет понимания о душе ребенка.
— Какие можно выделить главные симптомы того, что ребенок выходит из-под контроля?
— В большинстве случаев подросток начинает пропускать занятия в школе, у него снижается успеваемость. Если ребенок посещал кружки, у него может возникнуть отвращение к секциям, он перестает выполнять обязанности по дому, если таковые есть. Реже — перестает ночевать дома, примыкает к отрицательным лидерам. Как это происходит. Допустим, один раз он пришел к старому знакомому домой, переночевал у него. Но в следующий раз его вряд ли туда пустят. Тогда подросток может пойти уже к ребенку из неблагополучной семьи. Так они и сплачиваются.
— В каких случаях органы опеки начинают обращать внимание на семьи?
— Поступают сигналы из школы, больницы или полиции. Например, если из школы поступил сигнал, что такой-то ребенок перестал учиться, поставлен на учет, то просят выйти на адрес, обследовать семью на предмет неблагополучия, поговорить с родителями и постараться понять их позицию.
— Вы упомянули, что подростка могут для возвращения в социум отправить в реабилитационный центр. Какие еще есть инструменты?
— Если семья неблагополучная, то в первую очередь мы работаем с родителями, с семьей. Поскольку первоочередная задача — профилактика среди родителей, то их могут отправить к психологу (при необходимости - к наркологу). Но если они игнорируют эти рекомендации, тогда подростка могут изолировать от них, отправив в реабилитационный центр. Обычно это может быстро привести «неблагополучку» в чувства. Родители хватаются за голову и готовы выполнять все требования органов профилактики. Правда, некоторых после реабилитации хватает на два-три года нормальной жизни. Потом могут сорваться.
Бывают случаи, неблагополучные родители сами признают, что не могут справиться с ребенком, и выходят в органы опеки с ходатайством об изъятии подростка в реабилитационный центр.
Если же человек после изъятия ребенка не одумался, то тут уже можно говорить о лишении родительских прав. Это происходит, если ребенок, к примеру, уже в четвертый раз попал в реабилитационный центр.
— Как проходит реабилитация подростков в таких учреждениях?
— Ну это все таки не спецучреждение и не тюрьма. Там с детьми работают психологи, организован досуг и, конечно, обязательные школьные занятия. Ребенок может выезжать к родственникам, не ограничен в передвижении. Смысл перевода детей в такие центры — изоляция от асоциальной среды.
— А если ребенок из благополучной семьи попал под надзор органов профилактики?
— Здесь самое главное, чтобы родители сами поняли свои ошибки. Для этого с ними проводят беседы, чтобы они сами нашли рычаги воздействия на своих детей. В первую очередь они должны осознать те крайности, о которых я уже сказала в самом начале. Если случай более тяжелый, то по необходимости уже и ребенку выдается направление к психологу или психиатру. Если нужно, то подростка могут отправить в «Урал без наркотиков».
— А если родители не справляются с трудным подростком?
— Такие случаи могут возникнуть чаще всего с детьми, которые получили условную судимость. Если он настолько вышел из-под контроля и ситуацию не выправить, то суд может заменить условный срок на колонию для несовершеннолетних.
— На ваш взгляд, можно ли заранее обеспечить условия для ребенка из благополучной семьи, чтобы он не покатился по наклонной?
— Я, наверное, покажусь ретроградом, но в Советском Союзе была единая система профилактики — от школы, где была сформирована система воспитания, в том числе патриотического, до детской комнаты милиции. И ребенок не мог сделать лишнего шага и, соответственно, оступиться. Каждый трудный или потенциально трудный подросток был на учете. Сейчас такая система взаимной работы разрушена.
Наконец, скажу еще одну непопулярную вещь — это отсутствие «детской» цензуры. Советские педагоги понимали, что нужно беречь детскую психику от информации. Сейчас взрослые не в состоянии справиться с информацией, которую они получают из интернета. Что же говорить о детях?
Как уже писал ЕАН, 15 апреля в министерства образования субъектов РФ были разосланы методические рекомендации о том, каким образом следует внедрять в рамках образовательного процесса государственные символы России. Документ имеется в распоряжении ЕАН. Мы разбирались, что может поменяться в повседневности детсадовцев, школьников и студентов после 1 мая 2022 года.
В тексте затронуты все ступени образования — от дошкольного до высшего. Документ подразумевает введение процедур в учреждениях дополнительного образования и организациях, занимающиеся оздоровлением детей.
Под внедрением понимают процедуры поднятия флага и исполнения государственного гимна, но ими не ограничиваются. Также рекомендуется проводить специализированные занятия, организовывать тематические мероприятия во внеучебное время, включать изучение символов в программы обучения. При этом в документе не дано конкретных указаний того, как должны строиться патриотические занятия. Документ выполняет роль в большей степени программы, нежели инструкции.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября