Екатеринбургский музей изобразительных искусств получил сегодня все 75 полотен из своей коллекции, которые находились на выставке в южнокорейском Сеуле. Произведения искусства проделали долгий путь, прежде чем вернуться в фондохранилище ЕМИИ на улице Вайнера.
Первые коробки с произведениями искусства специалисты музея вскрыли в присутствии журналистов. При беглом осмотре эксперты учреждения дефектов не обнаружили — полотна вернулись в том же состоянии, в котором отправились в тур.
Как пояснил журналистам директор ЕМИИ Никита Корытин: в Южную Корею была отправлена почти вся музейная коллекция русского авангарда, включая ценнейшие картины Малевича и Кандинского. Руководитель музея пояснил «широкий жест» тем, что у южнокорейцев высокий интерес к творчеству русских авангардистов.
Однако после геополитических изменений, которые произошли в конце февраля 2022 года, у руководства ЕМИИ возникли опасения за сохранность коллекции. Одним из главных рисков стало невозвращение полотен в «родные стены». В этой связи музей попросил южнокорейскую сторону досрочно прекратить выставку и вернуть картины. Но получили отказ. В Sejong Center не захотели сворачивать экспозицию до 17 апреля (официальные сроки окончания выставки).
В итоге ЕМИИ, по словам Корытина, пришлось проводить целую спецоперацию, чтобы вывезти картины из Южной Кореи. Из Сеула полотна вывезли в Стамбул. Оттуда их отправили в Москву, затем в Красноярск и через несколько российских городов ценный груз прибыл наконец в Екатеринбург.
«С точки зрения логистики это была большая проблема. И прошла целая спецоперация. Логистические сложности были, мы к ним были готовы. И было очень много вариантов. Решения принимались каждый день, поэтому мы не могли информировать СМИ из-за того, что ситуация изменялась каждый день», — сказал Никита Корытин.
Во-первых, как отметил директор ЕМИИ, игроков на рынке перевозок произведений искусств немного и соответственно цены за их услуги очень высоки. Во-вторых, не каждый лайнер, и не каждый аэропорт подходят для перевозки ценных полотен.
«Русский авангард это очень высокие страховые оценки. Эта коллекция самая дорогая в нашем собрании и собрании любого регионального музея России. Речь идет о десятках миллионов евро», — отметил директор музея.
По его словам, картины отправят на плановую реставрацию, после которой к 300-летию города их выставят в филиале ЕМИИ на улице Воеводина, 5.
«Больше таких гастрольных туров не будет», — резюмировал Никита Корытин.
Напомним, что 75 картин русских художников выставлялись в Сеуле. До 17 апреля в столице Южной Кореи проходила выставка «Кандинский, Малевич и русский авангард». Екатеринбургский музей изобразительных искусств попросил досрочно завершить показ экспонатов из-за возможных проблем с их перевозкой, однако организаторы экспозиции отказались это делать, сославшись на заключенный договор. Позднее в свердловском Минкульте сообщили, что картины вернутся на Урал до конца апреля.