В понедельник, 7 июня, замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев объявил о выходе российских вузов из Болонской системы. С его слов, такое решение приняли все ректоры. По всей видимости, и те, кто изначально высказывался против этой инициативы. Среди сторонников сохранения Болонской модели был, например, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. Каких перемен ожидать в системе образования, что российские вузы приобретут и потеряют, специально для ЕАН объяснил старший преподаватель УрФУ Дмитрий Трынов.
Назад в СССР?
Еще когда министр образования и науки РФ Валерий Фальков только заговорил о выходе из Болонской системы
Внедрение Болонской системы в России началось в 2003 году. Обучение предполагалось двухуровневым: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
, в обществе заговорили о возвращении к советской модели. Однако Дмитрий Трынов считает такие рассуждения необоснованными. Ректор УрФУ выступил против отмены Болонской системы образования «Советская система высшего образования устарела, когда СССР прекратил свое существование вместе с прежней экономической моделью. Ведь в то время государство выступало заказчиком образования — оно платило, распределяло и по сути выступало единственным работодателем выпускников. Это была жесткая централизованная система. Соответственно, когда экономическая модель изменилась и Россия вступила в Болонскую систему, то страна признала тот факт, что перемены назрели. Болонская система — это не столько вынужденное присоединение к какой-то хартии, сколько назревшая необходимость в рамках сложившейся общественно-экономической модели», — отметил Дмитрий Трынов.
Поэтому, как полагает преподаватель УрФУ, выход России из Болонской системы следует воспринимать как политическое следствие последних международных событий. При этом за точку отсчета, по мнению Трынова, можно брать выход России из Совета Европы (15 марта 2022 года).
В сознании крепко сидят советские мифы
В то же время, как считает старший преподаватель УрФУ, общество воспринимает Болонскую систему скорее с точки зрения «политической конъюнктуры».
«В общественном мнении используется тезис, что Болонская система — это некая принудительная система, в которую Россия вынуждена была войти в обмен на ее признание в европейском сообществе. В то же время в общественном сознании бытует миф, будто советская система образования была лучше. Но те, кто говорят о необходимости выйти из Болонской системы, делают это в угоду нынешней политической конъюнктуры и против интересов российского общества», — полагает Дмитрий Трынов.
Грядут радикальные перемены?
Предпосылок для кардинальных изменений двухуровневой системы высшего образования собеседник ЕАН не видит. По крайней мере, пока экономика существует по законам рынка.
«Сейчас государство не может выполнять функцию заказчика образования и работодателя. Функцию работодателей чаще всего выполняют частные лица. Есть, конечно, элементы целевого набора, по спецнабору, по льготам. Но число таких студентов незначительно. Не следует забывать, что у нас есть также внебюджетное образование, в такой системе нонсенс что-то навязывать», — отметил Трынов.
В то же время, по его словам, Болонскую систему нельзя назвать совершенной, но она обладает несколькими очевидными преимуществами:
обеспечивает мобильность студентов, поскольку дипломы вузов признаются в других странах;
наличие четырехлетнего бакалавриата позволяет сэкономить студентам, которые учатся платно;
наличие двухуровневой модели (бакалавриата и магистратуры) позволяют сменить траекторию специалитета.
При этом, по мнению специалиста, речи о создании некой отдельной российской системы образования идти не может.
«Дело не в том, чтобы создать свое. Дело в том, чтобы использовать лучшие образцы. Болонская система наилучшим образом соответствует общественно-экономической системе, которая сформировалась в России на сегодняшний день. А по существу — это двухуровневая система образования. Исходя из последних заявлений, дипломы российских ВУЗов перестанут котироваться за рубежом, раньше это было удобно для студенческой миграции, для обмена опытом, международных связей. Это было большим плюсом. Хорошо, что все-таки сохранят два уровня. Значит, чиновники в управлении образованием понимают, что ломать все просто бессмысленно», — сказал старший преподаватель УрФУ.
Ранее глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявлял, что реформа не будет проходить единовременно и к ее реализации будет привлечено университетское сообщество. Примечательно, что Фальков обещал сохранить с корректировками двухуровневую систему - бакалавриат-магистратура.