Кадровый голод на производственных предприятиях в России предложили решить советскими методами. На этой неделе Госсовет Татарстана внес в Госдуму законопроект о распределении выпускников вузов. Суть документа в следующем: студенты-бюджетники должны будут в течение трех лет после выпуска работать на предприятиях, куда их направит вуз. В случае отказа их обяжут вернуть в бюджет деньги, потраченные на обучение.
Впрочем, уже в самой Госдуме идею вернуться к советской практике восприняли со скепсисом. Председатель комитета Госдумы по науке Сергей Кабышев прямо заявил о бесперспективности проекта. Представители вузов и рекрутеры, опрошенные ЕАН, по-разному оценили перспективы этой инициативы.
Аспирант института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Виктор Норкин обратил внимание на то, что распределение выпускников давно существует. Но не в таких масштабах, как предлагается авторами законопроекта.
«На местах уже практикуются такие варианты — с аспирантом заключается соглашение, по которому он впоследствии отрабатывает. Поэтому не думаю, что подобное будет распространено повсеместно. Это чисто технически невозможно. Скорее всего, по ряду специальностей расширят процент обучающихся по спецдоговору о распределении. Условно говоря, если на истфак было одно такое место в бюджете, теперь будет два или три. И в зависимости от запросов учреждений, которым необходимы специалисты», — считает Виктор Норкин.
В преподавательском корпусе Уральского федерального университета негативно отнеслись к идее принудительного распределения выпускников. Однако открыто об этом согласился сказать только преподаватель Дмитрий Трынов. По его словам, выпускники вуза, направленные по распределению, вряд ли будут замотивированы для ударного труда. Соответственно, и высокой производительности труда ожидать от них не следует. С ним согласны и в рекрутинговой компании HeadHunter.
«Принудительное распределение выпускников вузов по рабочим местам в любой обозначенной сверху отрасли в текущих условиях может быть воспринято как не отвечающее их интересам и планам в построении карьеры на старте.
Необходимо, чтобы такое условие было заранее известно на этапе поступления и прописано, например, в договоре на обучение за счет бюджета, поскольку это вполне конкретные обязательства после выпуска из вуза.
Также необходимо учитывать, что принудительный труд никогда не отличался высокой производительностью», — пояснила ЕАН руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая.
По ее словам, распределение выпускников не поможет решить и проблему дефицита кадров. В первую очередь по той причине, что страна сейчас ощущает последствия демографической ямы 1990-х годов.
«Людей на рынке труда больше не становится просто в силу того, что численность населения ограничена.
Молодежи из-за демографического кризиса 90-х катастрофически мало, и именно эти соискатели будут формировать тренд на долгие годы, постепенно уменьшая численность работоспособного населения в более старших возрастных когортах», — отметила Святицкая.
Во-вторых, сложность в том, что структура спроса на российском рынке труда, по ее словам, неоднородна. Больше всего работодатели заинтересованы в привлечении линейного и массового персонала (курьеры, продавцы, специалисты кол-центров и так далее), а также представителей рабочих, производственных профессий. В сумме это 74% от всех вакансий на портале. Еще 16% — это предложения для белых воротничков: маркетологов, бухгалтеров, финансистов, юристов, HR и других. Получить комментарий о ситуации на рынке в департаменте по труду и занятости населения Свердловской области к моменту публикации не удалось.
Напомним, что с недавнего времени в регионе уже действует программа распределения студентов Свердловского областного медицинского колледжа для решения проблемы дефицита врачей. Для того, чтобы закрепить целевиков на местах, планировалось принять различные меры, вплоть до многомиллионных штрафов.