РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 24 мая 2023 в 16:35

О Довлатове без Довлатова: в Екатеринбурге прошел прогон спектакля о легендарном писателе-эмигранте

© Фото из открытых источников
В Екатеринбурге сегодня состоялся прогон главной премьеры Центра современной драматургии — спектакля «Альбом с голубем». За основу постановки, режиссером которой выступил известный кинорежиссер Алексей Федорченко, были взяты произведения писателя и журналиста Сергея Донатовича Довлатова. Для зрителей премьерный показ спектакля состоится уже завтра, 25 мая. О своих впечатлениях от прогона постановки рассказывает корреспондент ЕАН Сергей Беляев.
Если вы любите произведения Сергея Довлатова, то вас, возможно, ждет разочарование. Если вы его ненавидите — постановка может показаться скучной, а если вы к нему равнодушны, то есть вероятность, что половину спектакля вы не поймете.
Алексей Федорченко рассказал ЕАН, что стремился показать разного Довлатова, «близкого к первоисточнику», а не тот образ, который сложился на основе рассказов его друзей и коллег. Для этого помимо произведений писателя были использованы интервью его самого и второй супруги Елены.
Задумка и правда оказалась хорошей и в то же время сложнореализуемой, поскольку Сергей Довлатов литератор, а не драматург. Если быть точнее, то литератор-рассказчик. Отрывки его произведений вполне могут жить самостоятельно, как анекдоты. Но драматургического эквивалента в его прозе нет, и с этой проблемой сталкивались постановщики еще до Алексея Федорченко. Режиссер решил зацепиться за драму в личной жизни литератора, которая описана в «Заповеднике».
«Был взят период, когда его жена уехала в эмиграцию [в США], а он еще нет. И его отношения с женой, воспоминания о знакомстве и тот момент, когда он скучает и ее любит, мне показалось, что это самый драматический эпизод. На нем был сделан акцент, чтобы показать максимальную человечность Довлатова», — сказал Федорченко.
Собственно, эта линия «Заповедника» и стала стержнем повествования, на которую режиссер нанизал отрывки из сборника «Наши», повести «Филиал» и некоторых других.
Произведения Довлатова как бы порваны на кусочки и склеены заново.
Федорченко пытался следовать стилю писателя, когда тот сам врывался в свои произведения, как рассказчик, разделяя один цельный эпизод отдельным повествованием.
В спектакле это выглядело несколько сумбурно, когда из покосившейся избушки, в которой жил Довлатов в «Заповеднике», он перемещался в свой рассказ «Наши», где действо происходит уже в квартире с другой женщиной. Для рядового зрителя, поверхностно знакомого с произведениями писателя, это будет сложное путешествие. Не говоря уже о второстепенных персонажах (о которых хочется спросить: «Кто эти люди и зачем они тут присутствуют?»).
На сцене же перед зрителем просто вывалили в кучу серию эпизодов, над которой надо думать самостоятельно — почему Сергей Донатович был равнодушен к выборам в «брежневское» время, чем чревата опечатка в слове «главнокомандующий» для журналиста.
Из-за отсутствия атмосферности хромает мотивация героев. В частности, супруги Сергея Донатовича Елены. Создается впечатление, что ни с того ни с сего ей захотелось просто уехать в США.
Дополнительный сумбур внесла игра режиссера ЦСД Антона Бутакова, который исполнял главную роль. Как только он вырос на сцене из кровати, то сомнений в том, что он выиграет конкурс двойников Довлатова, не было. Но это впечатление было развеяно в первые полчаса с начала спектакля. Бутаков начисто опровергал слова Федорченко о стремлении показать «разного Довлатова». Он не был похож на неудачливого литератора и тем более на харизматичного рассказчика, которым можно было бы заслушаться. Впрочем, следует отметить, что роль рассказчика отвели второму, постаревшему по сюжету, Довлатову (менее похожему на оригинал в своем мешковатом костюме).
Режиссер ЦСД терял сходство с писателем, едва только начинал его играть, и это — главная проблема спектакля: постановка о Довлатове прошла без Довлатова (несмотря на два воплощения).
С другой стороны, схожая история с попыткой представить перед публикой образ любой известной персоны — как бы досконально не был собран материал, на выходе получается лишь версия автора постановок.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
almaceramica