РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 23 июня 2023 в 11:33

Время мамочек в декрете, пенсионеров и зеков: почему в Свердловской области не хватает рабочих и где их взять

Ни для кого уже не секрет, что в Свердловской области сложился острый дефицит кадров. На предприятиях не хватает представителей рабочих специальностей: слесарей, механиков, токарей. Сфера общественного транспорта, особенно в Екатеринбурге, нуждается в водителях и кондукторах. Медицина страдает без врачей. Недостаточно в регионе и низкоквалифицированной рабочей силы. ЕАН разобрался вместе с экспертами, из-за чего возникла критическая ситуация и как из нее выйти.

Откуда взялся дефицит

Корень проблемы, по словам HR-менеджеров, кроется в дефиците населения в целом. Демографический кризис 90-х породил вслед за собой и трудовой. Количество людей, которые хотят и могут работать как России в целом, так и Свердловской области в частности, уменьшается.
«В настоящий момент самая многочисленная группа работников — это люди в возрасте от 30 до 40 лет.
Молодежи из-за демографического кризиса 90-х катастрофически мало, и именно эти соискатели будут формировать тренд на долгие годы, уменьшая численность работоспособного населения.
Неслучайно уровень безработицы сегодня достиг исторического минимума — парадоксальный факт, поскольку обычно в кризисное время люди активно ищут работу, а сейчас все наоборот — компаниям не хватает рук», - отмечает главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина.
По ее словам, последствия демографического кризиса 90-х сами по себе весьма болезненны для рынка труда, а сопутствующие факторы лишь усугубляют ситуацию. К таким факторам можно отнести частичную мобилизацию и релокацию. Как результат – сокращение численности населения. По оценке Росстата, с начала 2022 года население России сократилось на 544,2 тыс. человек, УрФО – на 20,9 тыс. человек.
Но проблема сегодня носит не только количественный, но и качественный характер – зачастую работодателям нужны одни специалисты, а работу ищут другие, говорит эксперт. Так, по данным на конец мая 2023 года, 52% вакансий, открытых в Свердловской области, - это предложения для «синих воротничков» и массового персонала. В то же время эти позиции интересуют немногих соискателей – на подобные специализации приходится всего 32% резюме. Заметно чаще соискатели интересуются классическими офисными позициями и IT-сферой - 45% резюме, но всего 32% вакансий.
Менеджер другой крупной компании по подбору персонала заявила, что дефицит рабочих связан с тем, что долгое время в стране не уделялось достаточного внимания обучению слесарей, токарей. Она напомнила, что в ПТУ и техникумах сокращались программы, некоторые учреждения и вовсе закрывались.
«Мы сейчас предоставляем компаниям сварщиков и слесарей. Но многие кандидаты отметаются на этапе тестирования. Многие просто не читают чертежи, не знают определение катета, не могут определить радиус. Очевиден провал в знаниях именно со стороны практики, закрепления материала нет. Пришли, отучились, ушли и забыли», - говорит HR-менеджер.
Другая важная составляющая трудового дефицита – нехватка трудовых мигрантов.
«Во-первых, наблюдается миграционный отток, а предлагаемые ограничения на законодательном уровне, в частности, введение единого срока краткосрочного пребывания иностранцев в России, могут уменьшить количество этих людей на российском рынке.
Во-вторых, мигранты, которых работодатели обычно рассматривали в качестве заместителей синеворотничковых ролей, в последние годы все чаще уходят в сферу неквалифицированного массового персонала – курьеры, упаковщики и т. д..
То есть происходит определенный переток из одной сферы в другую, в силу чего некоторые компании начинают ощущать нехватку людей еще сильнее», - полагает Наталья Данина.
В начале 2023 года hh.ru проводил опрос среди компаний. Оказалось, что 16% российских работодателей нанимают на работу трудовых мигрантов. Но только 21% свердловчан согласен занять их рабочие места. Чаще всего это представители ресторанно-гостиничного бизнеса, логистики и перевозок, продаж, строительства, а также розничной торговли.
При этом специалисты по подбору персонала свердловских компаний нередко говорят, что многие свердловчане готовы заменять мигрантов на низкоквалифицированной работе. Однако у них не получается из-за проблем с алкоголем.
«Тут есть проблема именно бытовая. Низкоквалифицированным трудом чаще всего интересуются немолодые люди, которые потерялись в жизни. Они пытаются прийти к работе, но привычка зла (пристрастие к алкоголю), не могут ее оставить. В итоге кандидаты теряют место спустя непродолжительное время», - говорит менеджер крупной свердловской компании.

Где искать рабочую силу

Еще один вариант восполнения нехватки кадров, который обсуждается на федеральном уровне и в Свердловской области, - привлечение к работе осужденных. Исследователи оценили, что привлечь на принудительные работы в интересах бизнеса и госструктур можно 150–185 тыс. человек из числа осужденных. В Екатеринбурге, в частности, на днях обсуждалась идея привлечения осужденных к работе водителями и кондукторами автобусов.
Мэрия выступает против такой инициативы. В частности, вице-мэр Алексей Бубнов во время общения с журналистами заявил, что привлекать зеков к такой работе не будут.
«Это очень ответственная работа с людьми. Не хотелось бы… пугать наших горожан», - отметил он.
Но частные перевозчики считают, что проблему надо решать любыми путями. И привлечение осужденных к труду – не исключение.
"У него на лбу же не написано, осужден он или нет, никто не будет пугаться. Сейчас водительского состава почти нет, и в ближайшем будущем их тоже будет не хватать, потому что профессия непрестижная. Понятно, что никто не посадит за руль человека, который осужден за ДТП или преступления, совершенные в алкогольном состоянии. Но всех отметать не стоит.
Я не вижу ничего предосудительного или опасного, если некоторые категории осужденных будут работать в транспортной сфере. Если он стрессоустойчивый, неагрессивный – почему бы и нет.
Это не самый плохой вариант решения проблемы", - заявил в разговоре с ЕАН учредитель частного автопредприятия «Авто-ном» Юрий Минин.
Он добавил, что пока по этому вопросу нет никакой конкретики. Не ясен правовой механизм привлечения зеков к работе.
Директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов заявил, что резерв рабочей силы среди осужденных в регионе - 6 тыс. человек. Власти считают, что это неплохая возможность решения кадровой проблемы.
«Эта идея реализуется, я неоднократно объезжал исправительные учреждения, беседовали с осужденными и представителями ГУФСИН, видели рукастых людей, сварщиков 6 разряда, которые хотят работать. Почему бы не дать им возможность, с некоторыми дисциплинарными ограничениями, но тем не менее. Мы оцениваем резерв до 6 тыс человек. Готовы рассматривать эту возможность», - отметил Антонов.
Представительница крупной компании по подбору персонала в разговоре с ЕАН отметила, что они ищут кадры в небольших городах и поселках области.
«В глубинке есть ребята – потенциальные рабочие. У них даже материальная планка немного другая. Стараемся предоставить социальные условия: дополнительные выплаты, проживание», - рассказала менеджер.
В hh.ru заявили, что секрет подбора персонала в 2023 году - найм без предубеждений и регулярный поиск новых источников привлечения кандидатов. Компаниям, которые могут позволить себе нанимать людей дистанционно, стоит развивать подбор в этом направлении, считает эксперт. Можно приглашать и уехавших, и соискателей из разных регионов России.
Один из лайфхаков для работодателей — включать удаленку в названия вакансий, чтобы быть более заметными для кандидатов.
Также следует расширить диапазон кандидатов, считают в hh.ru.
«Самый очевидный вариант: соискатели моложе 18 и старше 45 лет – пришло время выходить за пределы привычного для многих компаний возрастного диапазона. Также это могут быть женщины на типично «мужских» ролях, например, в производственном процессе. Стоит обратить внимание и на мам в декрете, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также на людей, которые ищут подработку», - уверена Наталья Данина.
Дмитрий Антонов в разговоре с ЕАН подтвердил, что указанные тенденции уже заметны на рынке. Люди 40+, 45+ стали активнее искать и менять работу.
«Мы года три раскачиваем тему переобучения населения 50+, и только сейчас это стало работать. Спрос на переобучение сейчас очень высокий именно среди этой возрастной категории.
Есть люди, желающие что-то менять в своей жизни, теперь они идут в ремесло, в малый бизнес, находят себя. Работодатели тоже идут навстречу. Пока мы видим только плюсы», - отметил Антонов.
По его словам, стал востребован и труд свердловчан с инвалидностью. По данным директора департамента, 40% инвалидов сегодня находят работу.
almaceramica