РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 1 августа 2023 в 12:01

Денег нет, но вы лечитесь: почему в Свердловской области возник дефицит самого востребованного препарата для ВИЧ-терапии

© ЕАН
В Свердловской области возник дефицит самого распространенного в регионе препарата для ВИЧ-терапииTivicay от британского производителя. Совсем без лекарств пациенты не остались: врачи изменяют им схему лечения, притом что аналогов Tivicay на отечественном фармрынке нет. В других регионах ситуация оказалась хуже. Например, власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области признали, что у них нет денег на закупку препаратов. ЕАН разбирался, что сейчас происходит с лечением пациентов с ВИЧ.

Препарат оставили немногим

О перебоях в снабжении свердловчан Tivicay нашему изданию рассказали несколько человек, проходящих антиретровирусную терапию. По словам Ирины (имя изменено — прим. ЕАН), препарат оставили для возрастных пациентов или свердловчан с сопутствующими заболеваниями. Для остальных (если позволяет состояние здоровья) врачи подбирают альтернативы из числа отечественных препаратов. По словам Ирины, в свое время большую часть людей с ВИЧ-инфекцией в Свердловской области перевели на Tivicay из-за минимальных побочных эффектов.
«Этот препарат можно было принимать по одной таблетке, один раз в день, вне зависимости от приема пищи. То есть ты не привязан к определенному графику. Тот препарат, который, например, мне прописали, необходимо принимать два раза в день во время еды. Это влияет на твой график. С учетом того, что это пожизненный препарат, в конце концов, у человека может возникнуть усталость от такого расписания. Без таблеток, конечно, никого не оставят — всем дадут.
И надо отдать должное врачам — они тщательно подбирают новые схемы лечения с учетом образа жизни каждого. Но все-таки люди возмущены тем, что им придется менять график и подстраиваться под новую терапию», — отметила Ирина.
Впрочем, ситуацию в Свердловской области еще можно назвать благополучной в сравнении с другими регионами. На прошлой неделе комздрав Санкт-Петербурга сообщил о дефиците препаратов для ВИЧ-инфицированных.
«В настоящее время изыскиваются средства для закупки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга семи позиций антиретровирусных лекарственных препаратов на сумму 459 млн рублей», – сказано в сообщении ведомства.
Комздрав Ленинградской области также на прошлой неделе сообщил о нехватке всех видов препаратов для ВИЧ-терапии (более 20 позиций). Регион недополучил от Минздрава 60% от нужного количества лекарств.

Деньги потратили наперед

Хотя сам препарат британского происхождения, санкции на его поставки не сказались. Независимый эксперт по госзакупкам Алексей Федоров пояснил ЕАН, что на нехватку препаратов для ВИЧ-терапии повлияли две разные проблемы. По его словам, вопрос обеспечения лекарствами в большей мере относится к ответственности федерального центра, чем региона.
«Есть система централизованных закупок АРВ-препаратов (закупает ФКУ ФЦПиЛО Минздрава России), но, во-первых, в централизованное обеспечение не попадают впервые выявленные пациенты (т.к. заявка на препараты подается регионом в Минздрав в предшествующем году — на обеспечение в 2024 году заявка формируется летом-осенью 2023-го, следовательно, в ней нет тех пациентов, которых выявят в конце 2023-го и 2024-м году).
Во-вторых, который год нарастает дефицит федерального финансирования.
Регионы, конечно, дозакупают за счет своих средств лекарства для АРВ-терапии (ВИЧ-пациенты входят в число региональных льготников), но не могут полностью закрыть дефицит, образующийся на федеральном уровне», — пояснил Федоров.
О причинах дефицита средств на препараты для ВИЧ-терапии в своем докладе указало общественное движение «Международная коалиция по готовности к лечению». По данным организации, Федеральный центр планирования и лекарственного обеспечения (ФЦПиЛО) в 2022 году потратил все 30 млрд рублей, заложенные на закупку препаратов. Затем ФЦПиЛО заключил в том же году еще контрактов на 8,6 млрд рублей, заложенных на эти цели на 2023 год. Еще порядка 13 млрд рублей уйдет на оплату заключенных трехлетних контрактов с производителями лекарств.
Таким образом, как посчитали в организации, для того, чтобы провести закупки препаратов в текущему году, необходимо еще 20 млрд рублей.
Следует отметить, что предпосылки для перебоев со снабжением регионов были заложены еще в «ковидном» 2021 году из-за снижения объема закупленных курсов на 24%.
Вместе с тем член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев рассказал ЕАН, что говорить о недофинансировании закупок преждевременно. По его данным, расходы на эти цели ежегодно росли. Другой вопрос - как эти средства тратили.
«Во-первых, в стране есть все необходимые механизмы, чтобы запустить импортозамещение компонентов для ВИЧ-терапии: от выпуска тестов до необходимых препаратов. Время для локализации было.
Но почему-то в первую очередь стали пропадать именно то немногое, что уже начали выпускать на территории России.
Во-вторых, самое время вмешаться ФАС России для того, чтобы посмотреть прозрачность контрактов по закупкам СПИД-центров, и не только по АРВТ-терапии, но и закупке лабораторных материалов. А в целом в системе госзаказа сговор с целью завышения цен – явление нередкое», — отметил Дмитрий Тортев.
По его мнению, настало время вызвать для разговора в Госдуму представителей профильных ведомств, чтобы спросить, как учитывались все факторы, влияющие на цену при проведении закупок. Наконец, как отметил Тортев, следует изучить условия самих контрактов и возможность изменения цены в сторону снижения в долгосрочных договорах.
almaceramica