Екатеринбуржцы не первый год жалуются на перебои в работе транспорта. Автобусы, трамваи и троллейбусы ходят с задержками, на остановках скапливаются толпы народа. Летом проблема не так заметна из-за каникул у студентов и школьников, но приближается сентябрь, и у городских властей появляются новые вызовы. Почему в Екатеринбурге плохо работает общественный транспорт, несмотря на закупки нового подвижного состава, из-за чего горожане не идут работать водителями и кондукторами и что говорят об этом представители власти – в материале ЕАН.
Одна из основных проблем, связанная с транспортной системой, - кадровая. В Екатеринбурге не хватает водителей и кондукторов. Об этом неоднократно говорили представители администрации города. Глава комитета по транспорту мэрии Екатеринбурга Игорь Ощепков отмечал, что для поиска сотрудников, в частности для «Гортранса», чиновники взаимодействуют с рекламными агентствами Свердловской области, а также Удмуртии, Башкирии и других соседних регионов. Однако «соседи» не спешат ехать в Екатеринбург ради работы.
Виной всему, как оказалось, - низкая заработная плата. По данным ЕАН, средняя зарплата водителей автобусов в Екатеринбурге – 48 тыс. рублей, трамваев – 41 тыс. рублей, троллейбусов – 44 тыс. рублей.
Даже в соседних городах заработок водителей больше. В Перми, например, водители автобусов зарабатывают 62 тыс., а в Челябинске – 67 тыс. рублей. Вагоновожатые и шоферы троллейбусов в этих городах также зарабатывают больше, чем в столице Урала. Отсюда, вероятно, и дефицит кадров.
В соседнем Челябинске признались, что зарплаты водителей в последнее время выросли. Примечательно, что для этого даже не пришлось увеличивать траты на транспорт из бюджета. Вот что ответили в мэрии города на запрос ЕАН о перевозках:
«Среднемесячная зарплата водителей общественного транспорта муниципальных предприятий-перевозчиков в Челябинске выросла в 2022 году в среднем на 30%. Увеличение заработной платы осуществляется за счет собственных средств предприятий-перевозчиков. Повышение уровня оплаты труда водителей стало возможным в результате проводимых мероприятий по обновлению подвижного состава, по увеличению объема транспортной работы (организация работы новых маршрутов, продление схем движения отдельных действующих маршрутов, количественное увеличение подвижного состава и изменение расписания), по увеличению пассажиропотока (введение нового билетного меню). Ситуация с кадровым дефицитом существенно улучшилась, но в связи с обновлением и пополнением в 2023 году парка современными транспортными средствами остается потребность в квалифицированных профессиональных специалистах».
Учредитель частного автопредприятия «Авто-ном» Юрий Минин в разговоре с корреспондентом предположил, что в Челябинске ситуация кардинально изменилась благодаря переходу к
Брутто-контракт в транспортной сфере – это договор между городом и перевозчиком о выполнении перевозок пассажиров за плату, которая рассчитывается с учетом оценки транспортной работы подрядчика. Услуги перевозчика заказчик оплачивает исходя из конкретной фиксированной ставки за количество километров, пройденное транспортом с заданными параметрами качества. Оплата в этом случае не зависит от количества перевезенных пассажиров – только от фактически выполненной транспортной работы, выраженной в количестве машино-километров за определенный промежуток времени.
брутто-контрактам. «При брутто-контрактах между перевозчиком и муниципалитетом заключается договор, где в первых строках прописана стоимость работы и километра пробега транспортного средства по маршруту, частота курсирования единиц, а также прибыль предприятия. То есть перевозчик изначально знает сумму, которую получит за оказанную услугу. Всю выручку, полученную от пассажиров, он при этом возвращает муниципалитету. Суммы получаются довольно приличные. Для перевозчиков это выгоднее. Более того, благодаря брутто-контрактам удается избежать так называемых гонок маршруток, когда они сражаются за пассажиров. Соответственно, снижается количество ДТП с участием общественного транспорта», - отмечает Минин.
Почему Екатеринбург не может перенять опыт соседей, учредитель частной компании ответить затруднился. «Возможно, деньги должны быть заложены в бюджет, а их нет», - предположил он. Однако ответ мэрии Челябинска, приведенный выше, говорит о другом. Согласно ему, напомним, траты на перевозки не были увеличены.
В Екатеринбурге сейчас всего насчитывается порядка 1800 единиц транспорта. Для нормальной работы системы необходимо более 3 тыс. водителей, а по факту их всего 1900. Только ЕМУП «Гортранс» не хватает 800 водителей.
Информацию об этом в разговоре с ЕАН подтвердил депутат гордумы Михаил Вечкензин, курирующий работу предприятия. «Сейчас снова закупили автобусы, но ездить на них некому. Если у вас есть кого устроить, приглашайте», - обратился он к корреспонденту ЕАН.
По его словам, оклад водителей автобусов в «Гортрансе» составляет 46-48 тыс. "Однако из-за переработок и доплат они получают около 70 тыс. рублей. Не хватает 800 человек. Хотя курсы и обучение есть, общежитие им предлагаем, соцпакет, но не идут", - отметил Вечкензин.
Он заявил, что покрыть дефицит в 800 человек в «Гортрансе» крайне сложно. «Ну, откуда мы их возьмем?» - задался вопросом депутат.
Отвечая на вопрос о том, почему в Челябинске и Перми зарплата водителей выше, он сослался на стоимость проезда. «Все зависит от цены проезда. Бензин растет, запчасти дорожают, а проезд не растет. А если поднять, скажут: слишком большой», - отметил он.
Альтернативных вариантов решения проблемы, по словам депутата, нет.
Отметим, стоимость проезда в Челябинске и Перми – 35 рублей. Это всего на два рубля выше, чем в Екатеринбурге.
Помимо ЕМУП «Гортранс», в Екатеринбурге работают семь частных перевозчиков: ООО «Авто-Ном», ООО ТК «Авто-Гамма», ООО «Декар-Бас», ООО «Пегас», ООО «Уралтрансгрупп», ООО «УралТрейд» и ООО «Форт-Транс». Несмотря на то, что средняя зарплата водителей там составляет 70-80 тыс. рублей, нехватка сотрудников для них – проблема не менее острая, чем для «Гортранса». Согласно плану, на семи предприятиях должно числиться около 1000 водителей, по факту их 620.
Аналогичная ситуация и с кондукторами. Средняя зарплата у них - 36-48 тыс. Для работы всего городского транспорта нужно 2700 кондукторов, по факту их вдвое меньше - 1300.
Помимо повышения стоимости проезда, средства можно привлечь из бюджета города и Свердловской области.
Источник ЕАН в администрации Екатеринбурга заявил, что финансовый блок мэрии знает способы привлечения денег на нужны «Гортранса», в частности на увеличение зарплат. Но по каким-то причинам этого не делает. Другие представители администрации в разговоре с ЕАН неоднократно говорили, что увеличить финансирование за счет города невозможно. «Бюджет не резиновый», - отмечали собеседники.
«Существуют два важных фактора: финансовый (зарплатный) и, если хотите, социально-психологический. Официальная заработная плата водителей “Гортранса” — самая высокая по рынку. Дело в том, что коммерческие перевозчики зачастую указывают зарплату своих водителей около МРОТ. Никто не сомневается, что по факту им платят значительно больше, но государством наложены ограничения на проверки бизнеса, сделать с этим ничего нельзя.
Ну и, разумеется, заказчику пассажирских перевозок тоже не выгодно давить на коммерческих перевозчиков — они просто уйдут на другие маршруты, как следствие, конечная цель оказания услуги пассажирских перевозок в городе Екатеринбурге достигнута не будет. Мы обязаны обосновывать зарплату сотрудников ЕМУП, ориентируясь на рынок пассажирских перевозок в городе, заявить зарплату выше не можем. Повторюсь, зарплата водителей предприятия «Гортранс» — около 50 тыс. рублей в месяц — самая высокая официальная зарплата на екатеринбургском рынке пассажирских перевозок», - объяснил чиновник.
Он отметил, что повысить ее официально невозможно из-за размера средней оплаты труда по рынку. Кроме того, Корюков назвал еще одну причину дефицита водителей транспорта в Екатеринбурге. По словам заместителя главы, к нехватке кадров причастны строительные компании, которые на летний сезон переманивают к себе водителей.
«Водители пассажирского транспорта в подавляющем большинстве случаев, помимо открытой категории D (автобусы) и ТВ (троллейбусы), имеют еще и категорию С (грузовики) — насколько я знаю, на категорию D обучают только при открытой категории B или C. Как следствие, для водителей с категорией С предпочтительнее пойти работать в строительные или строительно-монтажные компании водителями грузовиков — там официальная зарплата 65-70 тыс. рублей. И в результате мы имеем ярко выраженный сезонный фактор — летом водители екатеринбургского «Гортранса» идут работать водителями грузовиков на стройку. Этот сезонный фактор отмечают и в самом «Гортрансе». По моей информации, размер кадрового дефицита предприятия в зимнее время в разы отличается от летнего», - пояснил Корюков.
По его мнению, важен и социально-психологический фактор. Речь идет о престиже рабочих профессий. Молодежь попросту не идет учиться на водителей. В результате отсутствует система обновления кадров. «На замену уходящему на пенсию водителю автобуса просто нет молодого водителя. При этом нельзя полностью исключить возрастной фактор. Современные автобусы и троллейбусы, которые Екатеринбург приобретает по государственным программам при софинансировании из бюджетов разных уровней, — это «умные» машины уровня «Мерседеса», если хотите. Много лет работающие в «Гортрансе» водители, привыкшие даже к "Икарусам", опасаются этой техники», - уверен заместитель главы города.
Также Корюков считает, что сравнивать Екатеринбург с Пермью и Челябинском не совсем разумно, так как в городах разная по протяженности маршрутная сеть и разная цена пассажиро-километра. Он полагает, что окупаемость затрат в соседних городах выше. «Безубыточность пассажирских перевозок и в Перми, и в Челябинске у меня вызывает сомнения», - подчеркнул Корюков.
Как избавиться от дефицита водителей, Корюков ответить тоже затруднился, отметив, что решения должны быть многоуровневыми и разносторонними. По его мнению, только повышение стоимости проезда горожан не поможет. «На реверсе этой медали — необходимость обеспечивать повышение цен качественно оказываемой услугой, а при дефиците водителей это невозможно. Как следствие, замкнутый круг», - заявил чиновник.
ЕАН обратился в мэрию Екатеринбурга с вопросами, почему город уже много лет живет в условиях дефицита сотрудников общественного транспорта и какие меры будут предприняты в ближайшее время. Как только в редакцию поступит ответ, мы его опубликуем.
Екатерина Землянская, Артем Рябов