В Екатеринбургской городской думе сегодня прошел второй раунд переговоров о мирном сосуществовании пешеходов и самокатчиков. Интересы первых представляли депутаты гордумы и глава городского ОГИБДД Роман Ярыш. Им оппонировали представители сервисов кикшеринга, в ведении которых находится 10 тыс. самокатов города.
По сути, основная часть дискуссии стала повторением первого раунда переговоров, которые состоялись две недели назад. Только начальник городского ОГИБДД высказал более радикальные предложения.
«Распространен наезд на пешеходов на тротуарах. Самокат с самокатом сталкивается, самокат - с велосипедом. Надо решать этот вопрос либо убирать [самокаты] в отдельную зону», — сказал главный екатеринбургский автоинспектор.
Депутаты были не столь категоричны и повторили прошлое предложение — ограничить скорость до 10 км/ч. Хотя бы на месяц в качестве эксперимента. За все сервисы кикшеринга, как и в прошлый раз, выступал представитель Whoosh Айрат Шайдуков. Хотя на обсуждении присутствовали посланники от «Яндекс Go» и «Юрента», но, когда им давали слово, они просто выражали солидарность с позицией Шайдукова. Представитель Whoosh проигнорировал радикальное предложение Романа Ярыша, а на вопрос об ограничениях ответил, что горожане, привыкшие к большим скоростям, просто пересядут на личные электросамокаты и никому не будут подконтрольны. Сервисы кикшеринга, по утверждению Шайдукова, наоборот, идут навстречу местным властям, вводя запретные зоны или искусственно ограничивая скорость до 15 км/ч в местах массового пребывания людей.
Наконец, представитель Whoosh предъявил главный аргумент — местные власти и ГИБДД не могут предписать ограничить скорость электросамокатов, поскольку этот вопрос не регулируется федеральным законодательством.
Этот же аргумент Шайдуков использовал, отвечая на вопрос депутата Дениса Хаванцева о создании нелегальных парковок для электросамокатов. Хаванцев сослался на то, что администрация Екатеринбурга разместила 16 стоянок для агрегаторов в то время, как в городе их намного больше.
Депутат подчеркнул, что сервисы кикшеринга бесплатно пользуются муниципальным имуществом, используя тротуары как трассы, а участки — как парковки.
Айрат Шайдуков и здесь ответил, что федеральным законодательством также не регулируется этот вопрос, а упомянутые 16 парковочных зон — это участки, размеченные по инициативе мэрии. Представитель Whoosh в долгу не остался и предложил народным избранникам для повышения безопасности строить велодорожки. Депутат Елена Бондаренко парировала, что изыскивать для этого дополнительные средства нецелесообразно, поскольку они не используются всесезонно. Кроме того, велодорожки уже заложены в новые проекты строительства дорог, хотя и не повсеместно.
Впрочем, в определенных моментах сторонам удалось прийти к согласию. Например, Шайдуков согласился с предложением Романа Ярыша о привлечении полевых групп сервисов кикшеринга к работе сотрудников ДПС по поиску нарушителей. Депутаты согласились рассмотреть опыт саморегулирования движения самокатов на примере других городов. В Whoosh признали, что подобные дебаты идут в других муниципалитетах за пределами Свердловской области. В целом, в депутатском корпусе скорее позитивно оценили итоги второго раунда.
«У меня осталось позитивное впечатление. Я вижу в глазах представителей прокатного бизнеса, что они адекватно реагируют на поднимаемые вопросы. На мой взгляд, мы найдем точки соприкосновения. Мы должны найти тот вариант, который устроит всех. Я противник полного запрета, поскольку есть запрос горожан на использование электросамокатов, должны учитываться интересы бизнеса, чтобы он мог развиваться в городе. Полагаю, что на ограничение скорости до 10 км/ч по всему городу кикшеринг не пойдет, но можно добиться ограничения хотя бы на всех центральных улицах», — высказался об итогах встречи Денис Хаванцев.
Следует отметить, что стороны намерены провести еще одну встречу. Однако настроения среди депутатов отличаются от прошлогодних. Как писал ЕАН, встречи по поводу регулирования движения электросамокатов проводились еще в 2021 году из-за роста ДТП с участием двухколесного транспорта. Тогда к решению проблемы подключились областные парламентарии, которые были полны решимости выйти на Госдуму с запретительными инициативами. Правда, их тогда опередили после серии резонансных ДТП с самокатчиками в столичных регионах.