Мошенники все чаще стали использовать мобильные трояны при атаках на россиян. С начала года число случаев заражения ими гаджетов выросло в 3,5 раза, сообщается в исследовании «МегаФона».
Если в прошлом году доля банковских мобильных троянов составляла только 5-7% от всего объема выявленных заражений устройств, то сейчас этот показатель достигает 20%. И, по оценкам специалистов, будет только увеличиваться.
Троянская программа, как правило, маскируется под легитимное ПО. С помощью нее мошенники крадут личные данные, могут следить за действиями абонента, а также совершать несанкционированные банковские операции без ведома жертвы.
Мобильные трояны распространяются разными каналами. Например, это может быть прямая ссылка для скачивания APK-файла, которая отправляется списку контактов абонента с побуждающим сообщением. Иногда пользователи переходят по мошеннической ссылке, которая имитирует магазин с популярными приложениями и играми. В действительности жертва скачивает зловредное ПО.
Популярными каналами распространения вредоносного ПО и фишинга по-прежнему являются рассылки в мессенджерах, электронной почте и СМС. За январь - сентябрь антиспам-системами «МегаФона» заблокировано более 3,5 млн СМС с признаками автоматизированной рассылки, которые могли быть направлены на распространение фишинга и вредоносного ПО.
Кроме того, ссылка на скачивание зараженного APK-файла может содержаться в рекламном баннере стороннего приложения, а также в push-уведомлениях от различных сервисов и сайтов. При попытке перехода на выявленные ресурсы в браузере появляется предупреждение об опасности и рекомендация покинуть сайт.
Ежедневно оператор выявляет несколько сотен новых мошеннических доменов, цель которых — украсть данные пользователей. А общее количество подобных сайтов, обнаруженных специалистами оператора за три квартала текущего года, превысило 135 тыс.
В процессе установки мобильный троян обычно запрашивает различные доступы: к чтению СМС, совершению вызовов, медиабиблиотеке, списку контактов и так далее.
Если пользователь выдаст стороннему приложению эти права, то мошенники смогут читать и отправлять СМС с кодами авторизации и собирать другую конфиденциальную информацию. В результате без ведома абонента приложение потенциально получает возможность снимать деньги с банковского счета.
«В последние месяцы число таких атак заметно выросло. Наши специалисты изучают поведение вредоносного ПО и разрабатывают алгоритмы для выявления зараженных устройств. В автоматическом режиме системы компании фиксируют попытки перехода на сервера управления мобильными троянами. Для самих абонентов эти действия невидимы, и со стороны определить заражение трояном довольно сложно. После выявления подобных гаджетов мы сообщаем абонентам о потенциальной угрозе и рекомендуем проверить устройство на наличие вирусов», — отмечает директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергей Хренов.
Косвенным признаком заражения зловредным ПО могут стать необъяснимые списания с банковского или мобильного счета, неизвестная отправка СМС в детализации или аномально быстрый расход заряда батареи. Чтобы не стать жертвой троянской программы, необходимо избегать перехода по сомнительным ссылкам, не выдавать разрешение на чтение СМС и совершение вызовов приложениям, которые для этого не предназначены, а также периодически проверять свое мобильное устройство антивирусом.