РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 октября 2024 в 10:32

Кому это выгодно и другие вопросы о QR-кодах в транспорте Екатеринбурга

© ЕАН / До 31 декабря в Екатеринбурге будет действовать скидка на оплату проезда по QR-коду и NFC
С 10 октября 2024 года в наземном транспорте Екатеринбурга заработала скидка при оплате проезда по QR-коду и NFC — так проезд стоит 20 рублей, а не 33. Льготных проездных и оплаты на междугородних рейсах система не коснулась. Акция будет действовать до 1 января 2025-го. Мы собрали вопросы, которые смутно не давали покоя, главный из которых: откуда такое снижение цен? Почему проезд в транспорте нельзя навсегда сделать 20 рублей?

Как платят за ОТ в Екатеринбурге?

Плата за проезд в общественном транспорте Екатеринбурга сейчас организована следующим образом.
Наличные. В трамваях, троллейбусах и автобусах можно оплатить проезд наличными кондуктору. Если в автобусе нет кондуктора, можно обратиться к водителю, но только во время остановок. В метро за наличные можно купить жетон в кассе или автомате.
Транспортная карта «ЕКарта». Пластиковую «ЕКарту» можно использовать как электронный кошелек (оплата проезда по факту) или как проездной билет (авансовый платеж на определенный период).
Бесконтактная банковская карта. К оплате принимаются карты платежных систем Visa, MasterCard, «Мир», выпущенные любым банком. Кроме того, валидаторы в транспорте принимают оплату смартфонами — через мобильные платежные системы (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay).
Телефоном по QR-коду. Способ сейчас позволяет существенно экономить, платя не 33, а 20 рублей за поездку. Внедрение QR-кодов – это совместный проект мэрии Екатеринбурга и Национальной системы платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир»). Именно НСПК возместит разницу в тарифе (13 рублей) городским перевозчикам – всем, кто заключит с ней договор. Первыми договор заключили муниципальные предприятия, затем мэрия рассказала, что заключены договоры со всеми перевозчиками – в том числе и частными. После 1 января оплата по QR-коду и NFC останется, но стоимость проезда вернется к прежним 33 рублям.

Почему система работает с перебоями?

Во-первых, она не очень выгодна кондукторам: плата за билет через QR-код не засчитывается в общий план продажи билетов, которые есть у каждого сотрудника на этой должности. Поэтому были случаи, когда кондукторы срывали таблички с QR-кодами.
Во-вторых, из-за невнимательности пассажиров: они не очень хорошо читают инструкции и пытаются оплатить проезд, сканируя код из мобильного банка, а надо считать код приложением для чтения такого рода символов.

Какая у этого всего подоплека, в чем выгода сторон?

Аттракцион невиданной щедрости случился в Екатеринбурге не просто так. Дело в том, что QR-коды пришли в городской транспорт надолго. И сейчас задача, по сути, - приучить пассажиров к новой системе оплаты. По словам директора по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов Национальной системы платежных карт (НСПК) Марии Точиловой, этот способ платежа для транспорта новый и требует популяризации.
«Скидка на проезд при оплате через СБП предоставляется для привлечения внимания жителей региона к новому способу оплаты в общественном транспорте Свердловской области», – говорит она.
То есть НСПК как оператору просто необходимо внедрить новую систему, получить новых абонентов. Поэтому для граждан – скидки, компании — убытки. Которые, надеемся, окупятся в будущем, когда люди будут платить полную стоимость.
Компания пошла еще дальше и начала начислять кэшбек 20% в случае оплаты «ЕКартой» или Единой социальной картой «Уралочка». Это следующий шаг к популяризации системы оплаты — теперь уже с помощью этих карт. Они выпускаются организациями, которые получают деньги из бюджета города (например, оператор «ЕКарты» – компания «И-Сеть»). Потоки средств по ним прозрачны для тех, кто организации финансируют, а деньги за проезд поступают в бюджет, минуя посредников.

В чем выгода администрации города?

У мэрии Екатеринбурга свои причины для введения системы оплаты по безналу. Город планирует вообще отказаться от наличного расчета при оплате проезда в автобусах, трамваях, троллейбусах. «Потому что все, что касается наличных денег, - это неполная гарантия, что это будет до бюджета доведено», — рассказывал мэр города Алексей Орлов на пресс-конференции месяц назад, анонсируя проект.
Это, безусловно, борьба с "серыми" схемами частных перевозчиков: мэрия все время упрекает компании в том, что они хотят зарабатывать, а не просто и безмолвно получать убытки. Убытки формирует сама мэрия — например, когда не доплачивает частникам за перевозку льготников, эти расходы ложатся целиком на бюджеты компаний.
Но этот шаг - с НСПК - логично вписывается в реформу транспорта, которую глава Екатеринбурга Алексей Орлов представил еще в марте. Теперь выручка от билетов пойдет в бюджет города, а транспортным компаниям начнут платить за количество пройденных километров, а не за число перевезенных пассажиров. С помощью новой системы чиновники намерены реабилитировать транспортную систему города, на которую жители постоянно жалуются. Правда, можно потерять все частные компании: желающих работать в убыток не найдется.

За счет чего скидка?

Когда вы платите по QR-коду, то деньги с вашего счета отправляются напрямую на счет продавца, привязка к вашей карте не требуется. Это очень выгодно продавцам, поставщикам услуг и пр.: ведь они экономят на банковских комиссиях за проведение платежей. При оплате по QR комиссия за платежи не превышает 0,7%.
За проведение операций по банковским картам предприятия платят банкам до 3% от суммы покупки. Если их платить не надо, то именно эти проценты продавцы могут использовать для дополнительной мотивации покупателей. В случае с проездом в общественном транспорте Екатеринбурга сумма уменьшается сразу на 39%.
В целом пассажиры уже начали привыкать к новому способу оплаты – по данным некоторых СМИ, которые цитируют гендиректора компании «И-Сеть», сейчас уже 10-15% пассажиров пользуются новшеством. Ежедневно проводится до 100 тыс. таких оплат. НСПК распространила эксперимент и на четыре города области.
almaceramica
Главные новости
Что ждет Челябинск - главные высказывания нового мэра на первой пресс-конференцииСлесарей, кондитеров и парикмахеров начнут обучать со школы в ЕкатеринбургеНовый SuperJet достроили для аэропорта ЕкатеринбургаДепутаты Екатеринбурга поспорили из-за льгот по турналогуНовая дорога появится между Свердловской областью и ХМАОЗампреда Совбеза РФ Дмитрия Медведева ждут в Свердловской области в пятницу