Школьное образование – сфера, которая за последние несколько лет пережила многие трансформации и нововведения. Это и «Разговоры о важном» по понедельникам, и информатика в первых классах, и новые мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание, и обновленные учебники по истории. Какие еще тенденции есть в школьной отрасли, что ждет учеников в будущем и как решаются острые проблемы – об этом в интервью ЕАН рассказала глава департамента образования администрации Екатеринбурга Инна Гумбатова.
- Инна Владимировна, вы достаточно давно работаете в сфере образования Екатеринбурга. Как, по-вашему, изменилась отрасль за последние пять лет? Стало ли образование лучше?
- Нужно сказать, наверное, о том, что система образования ежегодно модернизируется. Мы, конечно, учитываем все тренды социально-экономического развития страны. Если говорить об основных изменениях, то их заметил любой родитель. Сейчас большой акцент делается на воспитании детей. Мы видим церемонии поднятия флага, различные детские ассоциации на базе школ, «Движение первых», волонтерские организации и отряды. Гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию уделяется особое внимание, и это правильно.
- Какие еще тенденции можно отметить?
- Мы видим развитие технологического лидерства, а это одна из задач, поставленных президентом. Открываются предпрофильные классы технологической и естественно-научной направленности как с пятого класса, так и для учеников старшей школы.
Особенно радует, что в сельских школах появляются «Точки роста», мы используем ресурсы кванториумов и IT-кубов, а на базе учреждений открываются лаборатории IT, центры по беспилотной авиации. Мы нацелены на использование этих технологий, в первую очередь в мирных целях. Это открывает огромные возможности для развития детей.
Ну и последнее, что, наверное, все уже заметили, - мы возвращаемся к некоторым моделям, которые были в системе образования Советского Союза. Это называют еще ретроинновации. Например, появляются аналоги раннего профессионального обучения, когда дети, обучаясь в школе, могут получить профессию на базе колледжа. В рамках проекта “Первая профессия”, например, можно получить удостоверение цифрового куратора, парикмахера, кондитера, слесаря-ремонтника, водителя. Конечно, вернуться к той модели, которая была ранее, невозможно, потому что нужно тогда создавать отдельные центры профессионального обучения. Мы видим это немного по-другому: обучение проходит на базе колледжей или местных предприятий. Законодательно это допустимо.
- Когда планируется реализовать эту программу?
- Первые дети уже обучались в прошлом году. Например, они получили профессии цифрового куратора и слесаря-наладчика. В этом году мы планируем масштабировать проект и предложить его всем желающим школьникам.
- Это будет во всех школах?
- Мы будем ориентироваться на спрос, взаимодействовать с колледжами и предприятиями. Сроки реализации программ зависят от согласованных условий. Это может занять от четырех месяцев до двух лет.
- Многие жалуются, что школьная программа стала сложнее. У некоторых информатика начинается в 1 классе. Вы видите в этом проблему?
- Да, родители это отмечают. Но стоит помнить, что в первом классе дети не получают оценок, чтобы адаптироваться к обучению. Первый класс адаптационный, щадящий. Оценочная система во всей стране предусмотрена только со второго класса.
Да, наверное, нагрузка очень высокая на детей. Могу только предположить, что проблемы возникают из-за разнообразия учебников, что порой сбивает с толку даже педагогов.
У нас на протяжении последних десятилетий перечень учебников федеральный был огромный, процедура включения была доступна для всех издательств. И качество некоторых учебников вызывает некоторые вопросы.
- Что делается для решения проблемы?
- Сейчас ведется переход к единым федеральным учебникам. Это позволит упростить экспертизу и снизить нагрузку на детей. И это опять у нас ретроинновации. Мы возвращаемся к модели Советского Союза, где учебники были одинаковыми для всех.
- И все-таки в основной массе дети справляются с нагрузкой?
- Давайте не будем забывать, что дети сейчас другие и они готовы к сложным заданиям. Здесь я бы обратила внимание родителей на общую учебную нагрузку. Нередко нам хочется, чтобы ребенок занимался всем. Мы максимально занимаем его время. Но это ошибочная установка родителей. Детям нужно давать отдых. Баланс между учебой и отдыхом необходим, тогда ребенок будет успешен.
- В нескольких школах сменилось руководство, и пришли молодые кадры. В голову приходит гимназия №37, но это лишь один из примеров. Это тенденция или совпадение?
- Я не буду говорить, что это какой-то тренд, потому что сразу забеспокоятся руководители с опытом. Здесь есть тоже некий баланс. Мы поддерживаем молодых и амбициозных кандидатов, для этого в городе тоже много делается. У нас, например, есть конкурс на кадровый резерв, это своеобразный управленческий лифт, который помогает выявить и обучить будущих руководителей. Все победители конкурса уже стали директорами школ.
- Удается ли справляться с дефицитом учителей?
- Дефицит наблюдается во всех отраслях, и образование не исключение. Однако мы делаем все возможное, чтобы привлечь педагогов и сделать эту профессию более привлекательной.
Недавно была проведена индексация заработной платы. Средняя зарплата педагогов составляет около 76 тыс. рублей. Конечно, хотелось бы снизить нагрузку на учителей, и в этом направлении тоже ведется работа.
Кроме того, у нас активно развивается проект педагогических классов. Это профильное обучение для старшеклассников, где они изучают основы педагогики и психологии, проходят профессиональные пробы и затем на льготных условиях поступают на педагогические специальности. Каждый год количество участников этого проекта растет, также увеличивается число выпускников, возвращающихся в школы уже в качестве педагогов.
— Вы сказали о снижении нагрузки на педагогов. Но до сих пор поступают жалобы на бумажную волокиту в школах…
— Да, это актуальная тема. Согласно федеральным нормативам, педагогам необходимо заполнять пять обязательных документов. Мы активно внедряем автоматизированные системы, такие как электронные журналы и дневники, которые помогают минимизировать объем бумажной работы. Тем не менее нагрузка остается значительной.
- А как обстоит дело со школьными психологами? Весь ли штат сформирован, нет ли дефицита?
- Раньше это было проблемой, но сейчас психологи есть везде, в крупных школах их может быть и три, и четыре. Сейчас есть возможность вводить не только психологов, но и специалистов для детей с ОВЗ и инвалидов, таких, как тьюторы. Это важно для инклюзивного образования. В некоторых школах уже есть такие специалисты.
Также мы сейчас создаем антикризисный центр для борьбы со случаями суицида на базе «Диалога». Тьюторы и психологи будут выступать в роли помощников, проводников для тех школ, где это, к сожалению, случается. Также во всех учреждениях образования будет проводиться профилактическая работа. Кроме того, туда же смогут обращаться родители и дети, которых беспокоит эта тема. Им помогут бесплатно.
— В этом году на федеральный уровень вышла тема поступления в 10 классы. Родители били тревогу из-за того, что детей не брали в старшую школу. Были ли подобные жалобы в Екатеринбурге, как решался вопрос?
— Ситуация, действительно, вызвала бурное обсуждение. Проблема связана с недостаточной информированностью родителей о порядке поступления.
Напомню, что после 9-го класса ученики завершают один уровень образования и получают аттестат, а в 10-й класс необходимо поступать заново.
В гимназиях и лицеях действует конкурсная основа. Родителям важно заранее ознакомиться с профилями школ и выбрать те, которые соответствуют интересам и способностям ребенка. При выборе предметов для государственной итоговой аттестации также нужно учитывать их соответствие профилю, в который планируется поступление.
Чтобы в этом году не повторилась история, учителям и руководителям школ дана рекомендация специально проводить родительские собрания и объяснять порядок поступления учеников в 10 класс заранее.
— В нескольких школах города была информация от родителей о том, что убирают профильные классы, чтобы было больше мест. В департаменте образования опровергли эту ситуацию. Правильно я понимаю, что нет задачи превратить все школы в обычные?
— Нет, таких установок нет. Профильное обучение реализуется во всех школах, даже универсальные классы считаются профилем. Сокращение специализированных классов или профилей не планируется.
То есть в каждой школе изучается спрос детей, родителей, проводится анкетирование, какой профиль бы они хотели выбрать. После этого информация обобщается и систематизируется в микрорайоне. Возьмем конкретно Ботанику. Там несколько школ, они встречаются, смотрят, какое количество девятиклассников планируют поступать в 10-е классы, какой от учеников есть запрос. Обсуждают и договариваются о равномерном распределении всех профилей для того, чтобы у ребят была возможность выбрать тот или иной профиль.
– А какая ситуация с местами для первоклассников в школах? Все мы помним жалобы из Академического о том, что детей приходится возить в школу в другие микрорайоны. Сейчас кажется, будто ситуация стабилизировалась.
– Я бы так сказала, проблема остается, но в конкретных районах. Самыми густонаселенными остаются Академический, Чкаловский район, часть Солнечного.
- То есть в основном это новые микрорайоны?
– Да, и районы, где вводится очень быстро новое жилье, поэтому сложности и остаются. Но мы принимаем всевозможные меры для того, чтобы увеличить количество мест в первых классах. Важно учитывать и демографические показатели.
Мы рассчитываем, что через два года количество первоклассников сократится. Об этом свидетельствуют демографические данные. Уже сейчас в дошкольных образовательных организациях есть свободные места, например, в Орджоникидзевском районе. Через какое-то время в школах будут свободные площади.
– Как они будут использоваться?
– Мы уже сейчас обсуждаем это с руководителями учреждений. Некоторые классы будут перепрофилированы, школы будут предлагать больший спектр дополнительных услуг.
- Может быть, появятся группы продленного дня, как раньше…
- И этот вариант будет рассматриваться.
– Давайте заденем тему школьного питания, которая всегда волнует родителей и самих учеников. Я знаю, что сейчас серьезно следят за поставщиками, с этим все понятно. Но если вдруг у поставщика находят нарушения, он совсем отстраняется от работы в школах?
– Смотрите, услуга по организации школьного питания передана на торги. Торги происходят в соответствии с законодательством о контрактной системе. Поставщик питания подписывает контракт. В нем, конечно, обозначен перечень ответственности.
Но законодательством не предусмотрено отстранение поставщика питания от работы при каких-либо нарушениях. Есть определенный алгоритм, чтобы внести компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Но одномоментно фирма от работы не отстраняется.
Это не говорит о том, что мы закрываем глаза на какие-то нарушения. Мы оперативно реагируем и решаем проблему. Ответственность за организацию питания в школе или в детском саду несет руководитель, поэтому он и должен осуществлять контроль.
Бывает, что приходится подключаться в ручном режиме, и даже я иногда звоню организатору питания, чтобы дать определенные установки по устранению нарушений. Потом они отчитываются. Важно отметить, что перебоев питания в школах у нас нет. У нас работает большое количество организаторов питания.
– Какие преимущества и сложности есть в работе с таким количеством операторов?
– С одной стороны, это не наши сотрудники, и управлять ими сложнее, чем собственными кадрами.
Но, с другой стороны, конкурсная система развивает конкуренцию. Операторы заинтересованы в улучшении качества питания и модернизации пищеблоков. Например, 163-я школа совместно с оператором питания заняла третье место в федеральном конкурсе по организации школьного питания.
– Как решается вопрос с вкусовыми предпочтениями детей?
– Мы активно привлекаем детей и родителей к обсуждению меню: проводим дегустации, конференции. Старшеклассники предлагают свои идеи, например, полезные бургеры, которые разрабатываются совместно с Роспотребнадзором. Конечно, это не всегда привычные для детей блюда, но они сбалансированные и полезные.
И вообще я хочу подчеркнуть, что у нас создана уникальная система. За границей дети часто приносят еду в боксах, и о сбалансированном питании там речь не идет. Я рада, что мы сохранили такую государственную задачу и питанию школьников уделяется такое внимание.
- Давайте в завершение поговорим о том, какие изменения ждут образование в ближайшем будущем. Поделитесь мнением.
- В стратегическом плане я вижу, что система образования в Екатеринбурге должна быть открыта. Это значит, что мы все вместе должны приложить усилия, чтобы нашим детям было комфортно и интересно учиться. Под словом "открытость" я имею в виду не просто общую формулировку. Это прежде всего сетевые партнерства между всеми уровнями образования — средним, высшим, профессиональным. Все эти уровни должны работать на общие цели.
Школьники должны точно знать, кем они хотят стать и куда поступать. Я также вижу цель — привлечение производственного сектора экономики в систему образования. У них тоже есть много запросов по подготовке учеников и студентов. Это важно. Мы должны систематизировать работу и двигаться в одном направлении. Сейчас мы подписываем соглашения с заводами и предприятиями по запуску новых проектов и участию детей в различных мероприятиях социально-экономического и производственного развития. Вы увидите эту тенденцию в ближайшем будущем.