Президент Российской Федерации Владимир Путин уже много лет выстраивает в стране единую вертикаль власти. После принятия поправок к Конституции появился новый термин — система публичной власти. И да, Госдума на этой неделе снова отправила в «производственный ад» законопроект о включении в систему публичной власти ее муниципального уровня, но вертикально интегрированную архитектуру всех ее ветвей это никак не отменяет. Так, законодательное собрание Свердловской области в грядущий вторник, будет рассматривать проект областного закона о запрете идеологии чайлдфри на региональном уровне. Фактически эта мера излишняя, ведь федеральный закон уже запретил эту идеологию. Но есть великий термин о приведении регионального законодательства в соответствие с общероссийским, потому региональный нормативный акт обязательно продублирует федеральную норму.
Власть исполнительная тоже в тренде вертикальной архитектуры: неделю назад я писал о том, что перед прямой линией президента губернаторы проводят свои сеансы связи с народом. И если челябинский губернатор Алексей Текслер общался с жителями Южного Урала без малого три часа, то свердловскому Евгению Куйвашеву хватило одного часа 8 минут. Кстати, вопросов про тарифы ЖКХ и транспорт «с Гринвича» главе Среднего Урала не задавали.
На будущей неделе с горожанами собирается пообщаться в телеэфире глава Екатеринбурга Алексей Орлов. И да, муниципалы — пока не в системе публичной власти, возможно поэтому, ее вертикальность не так очевидна. Не раз уже шутил, что в мэрии Екатеринбурга есть несколько «башенок»: подразделений, которые по замыслу должны делать одно общее дело, а по факту занимаются перетягиванием одеяла на себя. И все понимают, что в каждой шутке — только доля шутки.
На уходящей неделе было опубликовано постановление Алексея Орлова о том, что присматривать за развитием коммунальной инфраструктуры в городе до 2045 года будет вице-мэр по строительству и транспорту Рустам Галямов. Ряд близких к другому вице-мэру telegram-каналов немедленно отозвались, что все совсем не так. Дескать Рустам Ахмедович просто отвечает в Екатеринбурге за стройку, а она в свою очередь требует совершенствования коммунальной инфраструктуры. А значит, это не отдельная сфера, а просто допнагрузка к уже курируемой Галямовым истории. Вице-мэра Владимира Гейко, который, как известно, не любит журналистов, но в то же время отвечает в Екатеринбурге за ЖКХ, в постановлении Орлова не упомянули. У него были дела поважнее: на перекрестке улиц Плеханова и Кондратьева рвануло трубы и пропали горячая вода и отопление.
На самом деле, я совсем не завидую Рустаму Галямову. В публичном поле он становится палочкой-выручалочкой во всех проблемных сферах уральской столицы. Его задачи — это стройка, в которой на фоне растущей периодически ключевой ставки, растущей постоянно инфляции, очень сузились горизонты планирования. Он же в ответе за общественных транспорт, который фактически теперь на контроле у третьего лица государства — спикера Совфеда Валентины Матвиенко. А теперь Рустам Ахмедович будет в ответе и за развитие ЖКХ. И да, это можно «спрятать» за историей про стройку, но когда случится повышение тарифов, а трубы продолжат рваться, именно Галямов, как упомянутый в постановлении градоначальника ответственный станет «крайним» для народного гнева.
А пока другой вице-мэр Екатеринбурга — ответственный за городскую экономику Андрей Корюков в телеэфире взялся зачем-то комментировать сразу две сферы Галямова. В середине текущей недели он отправил письмо в Национальную систему платежных карт (НСПК) «Мир» с просьбой продлить скидку на оплату проезда QR-кодом через СБП в наземном транспорте Екатеринбурга. И видимо, Корюков настолько увлекся, что вместо Галямова и Орлова в эфире ОТВ проанонсировал еще одно повышение зарплат в гортрансе. Ладно, раз речь про зарплаты — это хоть как-то связано с историей Корюкова. Но потом увлеченный вице-мэр взял и назвал виновных в остром кадровом кризисе в той же сфере. И тут уже дело коснулось стройки, причем не простой, а ставшего уже легендарным проекта Владимира Путина — автобана М12. «Очень большой дефицит водителей. Рядом с нами проходит федеральная стройка, федеральная трасса от Казани до Екатеринбурга, от Екатеринбурга до Тюмени. И, конечно, она отвлекает достаточно большое количество водителей»,— зачем-то отметил Корюков. Доподлинно неизвестно, сказали ли что-то Алексею Орлову про его зама курирующие стройку М12 вице-премьер РФ Марат Хуснуллин и федеральный министр строительства Ирек Файзуллин. Но сам факт…
Не удивлюсь, если на фоне долгожданного снегопада в пятницу рассказывать о том, как надо правильно вывозить с улиц снег станет вице-мэр по экономике Дмитрий Ноженко. Он много лет проработал главой Ленинского района Екатеринбурга, так что тему действительно знает, вот только фактически курирует этот вопрос другой вице-мэр — Алексей Бубнов.
Главный парадокс топов мэрии Екатеринбурга заключается в их сильной личной медиа-зависимости. К сожалению, взамен внимания к результатам их работы, они концентрируются на том, что пишут лично о них telegram-каналы и СМИ. И если командная работа это усилия на результат и на имидж своего руководителя, то в мэрии Екатеринбурга пока «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». Причем от этого перетягивания страдает не только и не столько результат, но и имидж первого лица — главы уральской столицы Алексея Орлова, который потом и вынужден расхлебывать последствия. Вот такая командная работа.