Ни для кого не секрет, что на протяжении последнего десятилетия Екатеринбург время от времени называют Грязьбургом, а осенью и весной на мэрию обрушивается волна критики по поводу состояния улиц. Но, оказывается, ругать столицу Урала за грязь начали еще в XIX веке. Первую задокументированную критику высказали побывавший проездом в Екатеринбурге путешественник из Европы, а также сам Антон Павлович Чехов. Позже о грязных улицах упоминал поэт и писатель Борис Пастернак, и не только он. Подробно об истории екатеринбургской грязи рассказал журналист, общественник и популяризатор истории Михаил Вербицкий. Лекцию в библиотечном центре Екатеринбурга посетил и корреспондент ЕАН.
Екатеринбургская грязь XIX века
История про грязь в Екатеринбурге начинается с середины XIX века. Найти более ранние источники сложнее, отмечает активист. О ней стали писать в газетах и говорить путешественники.
«Надо понимать про Екатеринбург простую вещь: он не задумывался как столичный город. Это был обычный уездный город Пермской губернии. Это очень компактный населенный пункт, и этот статус он до сих пор удерживает», – отметил Вербицкий.
Упоминания про грязь встречаются уже с 1876 года, когда через Екатеринбург ехали путешественники из Бремена.
Один из исследователей Отто Финш в своем дневнике записывал: “Екатеринбург - один из лучших сибирских городов, но, к сожалению, улицы его находятся в ужасном состоянии, в чем мы убедились на следующее утро. Это были не просто испорченные мостовые, но все улицы покрыты сплошной массой грязи”.
Про негативный опыт пребывания в Екатеринбурге упоминал и писатель Антон Чехов. В своем дневнике он также ругал улицы за грязь.
Асфальта в это время еще не было, машин тоже. За лошадьми и животными никто не убирал. Грязь тогда была естественного происхождения, уточняет Михаил Вербицкий.
К концу XIX века Екатеринбург за счет строительства Транссибирской магистрали начал активно развиваться. Появились газеты, культурные учреждения, магазины, строились транспортные узлы. Важнейшее значение приобретал внешний облик города, в том числе его чистота.
Советская грязь
По словам Вербицкого, еще на рубеже XIX и XX веков заводы не дымили так, как в советское время, не ездили автомобили. Но грязи уже было много. С появлением каменных мостовых ее стало только больше.
После февраля 1917 года Екатеринбург стал еще грязнее: людям было не до чистоты, происходили поворотные исторические события.
Уже в период начала появления СССР активно шла индустриализация, строились дороги, что приводило к еще большему загрязнению улиц. Больших усилий к уборке Свердловска не предпринималось. Деньги на эту сферу выделялись по остаточному принципу.
В 1932 году Свердловск посетил Борис Пастернак. За месяц жизни в городе он тоже отметил обилие мусора и нечистот.
Современная грязь
В 90-е годы и начале 2000-х Екатеринбург начал преображаться. Власти наконец-то обратили более пристальное внимание на состояние улиц, закупали больше техники, строили мусороперерабатывающие заводы.
«Советская методика уборки мусора и ее регулярность страдали. Надо было что-то менять. Приходилось четко прописывать последовательность уборки в районах. Последовали кадровые перемены», – вспоминал помощник мэра Екатеринбурга Константин Пудов.
В это же время проблема грязи в Екатеринбурге вышла на федеральный уровень. На уборку жаловался артист Станислав Садальский, приезжавший на гастроли в город. В сатирическом журнале “Фитиль” в 2008 году вышел сюжет, в котором впервые использовался неологизм “Грязьбург”. Про Екатеринбург стали шутить в “Камеди Клаб”. А с подачи одного из экс-мэров позже появился локальный мем "грязь в душе".
В 2010-х годах администрация города заказала исследование состава грязи в УРО РАН. По его итогам выяснилось, что на 75% она состоит из строительных материалов, 20% – почвы, 5% – из мусора.
Ответственные за борьбу с грязью
В XIX веке за уборку отвечала городская власть. Екатеринбург состоял из множества домовладений, следить за чистотой при усадьбах должны были сами хозяева, но делали они это неохотно. Так, в заметке газеты “Урал” упоминалось, что живущие рядом с городским прудом сбрасывают постоянно нечистоты в водоем.
“Мусор часто не довозили до свалок, могли просто выбросить на улицу. Были за это штрафы, которые выписывали дружинники», – рассказал Вербицкий.
В конце XIX века появилась первая организация по борьбе с грязью – конный обоз для вывоза нечистот, который ввел городской глава Илья Симанов. Сбором грязи занимались ассенизаторы. Рабочих рук постоянно не хватало. Горожане порой сами скидывались деньгами для уборки улиц, нанимая дворников.
В СССР обязанности по уборке улиц Свердловска полностью легли на власть. До Великой Отечественно войны был создан специальный трест, который назвали “Очистка”. После войны организацию переименовали в «Спецавтобазу», оснастили новыми машинами.
В конце 60-х годов исполком Свердловска решил основать ДЭУ в Ленинском районе. Помимо контроля за чистотой, управление также отвечало за строительство дорог. На весь Свердловск в организации трудилось всего 30 человек и было 9 единиц техники. Со временем практику расширили на остальные префектуры города. При этом жидкие отходы вплоть до 80-х годов ХХ века вывозили на лошадях в бочках.
В начале 2000-х закупалась новая техника, проводились постоянные объезды Екатеринбурга. Были разработаны стандарты уборки. Следующий виток в развитии уборки начался при бывшем вице-мэре Евгении Липовиче, который пристальное внимание уделял вопросам чистоты на улицах. В 2009 году дороги и тротуары впервые начали мыть шампунем. Появились инициативные группы горожан, которые также помогали очищать город.
А что сейчас?
С 2010-х годов кардинальных перемен в уборке города, со слов Вербицкого, не произошло. Несомненно, городская власть уделяет чистоте особое внимание. Однако критика в СМИ и соцсетях появляется регулярно. Общественник считает, что "рывок" к чистоте Екатеринбург может совершить благодаря общественному транспорту. Если он будет развиваться и качественно работать, люди начнут отказываться от личных автомобилей, и тогда количество грязи в городе может существенно уменьшиться. Также Вербицкий считает, что центр может стать чище, если городские власти закроют парковку на площади 1905 города. А пока столицу Урала то тут, то там по-прежнему называют Грязьбургом.