В последнюю неделю Свердловскую область периодически обильно засыпает снегом. Оттепель в начале недели привела к гололеду, который традиционно вызывает недовольства жителей Екатеринбурга, требующих обработать проезжую часть и пешеходные зоны реагентом. В материале ЕАН мы сегодня разбираемся в истории появления противогололедных материалов, требований к ним и в том, какой должна быть идеальная смесь с точки зрения эффективности и экологичности.
В зимний период качество жизни невозможно себе представить без чистых и безопасных городских улиц, дорог и тротуаров. И хотя Россия – самая большая зимняя страна в мире, требования к зимнему содержанию в населенных пунктах на государственном уровне появились относительно недавно. Всего лишь семь лет назад в одном из самых главных национальных стандартов – ГОСТ Р 50597 – был разработан раздел, подробно описывающий, сколько снега допускается во время снегопада на улицах, где формировать снежные валы и через сколько дней снег должен быть вывезен.
Отметим, что по нормативам лишь 5 см снега может быть на проезжей части во время снегопада. Если больше – необходимо сметать. Через четыре часа после окончания снегопада улицы должны быть убраны, а весь снег сформирован в валы. Девять дней – максимальный срок, чтобы эти валы вывезли на снегосвалки. Сроки достаточно сжатые, но сопоставимы с мировыми требованиями - значит, выполнимые. А вот экологическое законодательство в нашей стране – одно из самых жестких, в том числе в части защиты здоровья людей и состояния окружающей среды. Национальный стандарт, устанавливающий требования к противогололедным материалам, который появился три года назад, с одной стороны помогает выбрать дорожным службам максимально эффективные средства для борьбы с наледью, с другой – не допускает на улицы опасные вещества.
Многие десятилетия в дорожной сфере действовал подход: что насыпал на дорогу, то и противогололедный материал. Нередко встречались заметки про разлитые нефтяные отходы или землю с кладбища, которые применяли под видом антигололедных средств. Сейчас, прежде чем допустить материалы на улицы городов, их проверяют тщательней, чем колбасу, а самые современные из них производят на фармацевтическом оборудовании.
«Среднее время от разработки состава современного реагента до его выпуска в продажу – около пяти лет и более 50 различных испытаний в научно-исследовательских институтах и лабораториях Роспотребнадзора, Минздрава и Минтранса, – рассказала руководитель направления НИОКР-проектов «Института зимы» Татьяна Мокочунина. — Противогололедные реагенты по отношению к автомобилям, металлическим конструкциям, дорожному полотну и различным объектам инфраструктуры города должны быть не агрессивнее водопроводной воды, не испаряться, не вызывать аллергию. При этом быстро срабатывать и держать снег в талом виде на протяжении не менее трех часов. Чтобы отвечать всем этим требованиям, современные материалы содержат, как правило, несколько компонентов».
«Институт зимы» - научно-испытательный лабораторный центр НИИ зимних технологий и инноваций, принимавший активное участие в создании первого ГОСТ Р 58426-2020 – «Материалы противогололедные. Методы испытаний». Этот стандарт устанавливает методы испытаний противогололедных материалов при проведении контроля показателей поставщиками продукции (предприятием-изготовителем) при всех видах контроля, в том числе входном контроле потребителями, операционном контроле качества, приемо-сдаточных, периодических и сертификационных испытаниях.
Финальную проверку антигололедные средства проходят в Росприроднадзоре, где комиссия из десятка экспертов оценивает воздействие рецептуры на окружающую среду. И только после положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня материалы могут быть допущены на улицы городов.
Но и на этом проверки не заканчиваются. Каждая партия проходит производственный лабораторный контроль на соответствие требований ГОСТ Р 58427 (это стандарт для противогололедных материалов в населенных пунктах), а заказчик со своей стороны обязан проверить товар при приемке. И если хоть один из более 20 показателей не соответствует заявленному, партия бракуется.
Последние исследования показывают, что современные средства от гололеда не только быстрее топят лед, но и безопаснее, чем песок с солью. Одно из основных преимуществ – реагенты полностью растворяются в снегу и не вызывают весной пыльные бури, которые известны на вкус каждому екатеринбуржцу.
Всемирная организация здравоохранения после многолетнего изучения воздействия пыли, в том числе песчаной, на человека призвала города снижать объемы потребления загрязнителей воздуха. По утверждению ВОЗ, пыль вызывает сердечно-сосудистые и иммунные заболевания и является причиной каждой седьмой смерти на планете.
Города, переходящие на полностью растворимые антигололедные средства, в сотни раз уменьшают объем грязи, который весной оседает в наших легких. В среднем крупный город использует 75 - 150 тыс. тонн пескосоляной смеси за сезон. Больше половины этого объема остается на улицах, размалывается колесами и поднимается в воздух. Современных средств нужно в пять раз меньше, все они растворяются и со снегом утилизируются.
Хороший антигололедный материал как хороший официант – он делает свою работу и при этом его незаметно, шутят на Уральском заводе противогололедных материалов. Поэтому не только города от Москвы до Магадана переходят на средства, соответствующие ГОСТу, но и знаменитые горные курорты, крупнейшие аэропорты и автомобильные концерны используют современные реагенты.