Поиск пропавших людей в Екатеринбурге и Свердловской области уже в ближайшее время может стать значительно эффективнее. Как показал круглый стол ЕАН в рамках спецпроекта «Простой вопрос», иногда для этого нужно лишь усадить напротив друг друга поисковиков, полицию, администрацию и депутатов. В результате стороны – без взаимных обвинений и упреков — очень быстро договорились о том, что нужно сделать в преддверии «горячего» сезона поисков для того, чтобы чаще находить «потеряшек» живыми. Важные подробности – в нашем материале.

Как признался в самом начале мероприятия основатель добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» в Свердловской области Станислав Казаков, иногда в некоторых городах полиция не признает волонтеров как партнеров по поиску пропавшего человека, заявляя, что справится своими силами. Но зачастую через какое-то время заявка появляется вновь, а драгоценное в таких ситуациях время уже потеряно. Региональный представитель отряда Илья Лукинских добавил, что координаторам поиска порой трудно получить информацию в полиции по телефону по вполне логичной причине – отсутствию верификации представителя «ЛизаАлерт» в отделениях МВД.

«Я понимаю полицию, которая прямым текстом говорит: «Приезжай сюда ко мне в кабинет, я буду знать, кто ты». И мы готовы так взаимодействовать тоже, но лучше решить этот вопрос по верификации на корню здесь, в Екатеринбурге, потому что сейчас, начиная с конца апреля, посыплются поиски», — рассказал Станислав Казаков.
Он отметил, что на сегодняшний день сложилось нормальное взаимодействие с полицией по поиску самовольно ушедших. Казаков также опросил инфоргов и назвал отделы полиции в Екатеринбурге, с которыми пока не удается найти взаимопонимание.
Еще одной важной для волонтеров поддержкой в поисках является допуск к записям с видеокамер.«Проблема с камерами — одна из самых важных. Камер натыкано миллионы и миллиарды, выследить пропавшего достаточно просто, если к ним будет хороший доступ. У домофонной компании «Петруня» устройства с архивом, они позволяют тут же отследить, по какому пути человек шел, и у нас идет с ними по этому поводу разговор сейчас.
Нам бы такую же историю с камерами в Академе, в городе. Я понимаю, что мы много просим. Но иногда мы только благодаря этому можем спасти бабушку, которая пропала в -20 градусов ночью», — пояснил Казаков. Он также похвалил работу полицейских патрулей, которые по несколько часов в таких случаях ездят по району в поисках пропавших.
По его словам, для розыска пропавших по камерам не требуется больших ресурсов. Для этого, считает Станислав Казаков, достаточно будет шести-семи человек из самого поискового отряда для просмотра камер. Пока все упирается, с его слов, во взаимодействие поискового отряда «ЛизаАлерт» с профильными ведомствами.

Заместитель начальника городского УМВД Андрей Ершов посетовал, что волонтеры не обращались с информацией о проблемных для них отделениях полиции в ведомство. Он также попросил представителей «ЛизаАлерт» составить список людей и их контактов, который будет доведен до сотрудников полиции, чтобы наладить взаимодействие. Кроме того, Андрей Ершов предложил провести рабочую встречу с представителями отряда, чтобы решить все вопросы.
«Давайте встретимся, поговорим. Ваша помощь в розыске нам нужна, она колоссальная. Нам не хватает собственных рук, глаз: мы обеими руками «за». Что касается доступа к видеокамерам, то здесь давать какие-то обещания пока рано, но мы также готовы детально обсудить этот вопрос с вами в ходе рабочей встречи, где мы выработаем алгоритм взаимодействия», — сказал замначальника полиции.
Еще один важный вопрос на встрече поднял заместитель главы департамента общественных связей администрации Екатеринбурга Александр Кашигин, который ранее возглавлял городскую полицию. Выяснилось, что у отряда «ЛизаАлерт» нет соглашения о взаимодействии с ГУ МВД по Свердловской области. Этот документ мог бы «развязать руки» поисковикам во всех городах региона, наладив отношения с полицией.

«В данной ситуации необходимо через Андрея Павловича (Ершова – прим. ЕАН) провести рабочую встречу с привлечением ГУ МВД. Перед подписанием соглашения о безвозмездном сотрудничестве вы составите список ваших людей по городам области, с кем можно взаимодействовать. Этот список будет доведен до мест, и ваши люди будут понимать, с кем можно работать «на земле», а сотрудники полиции – к кому можно оперативно обратиться, чтобы передать информацию и подключить отряд», - сказал Александр Кашигин.
Как пояснил Станислав Казаков, до недавних пор подписать такую бумагу было невозможно по причине отсутствия у «ЛизаАлерт» юридического лица и, соответственно, уполномоченного на подпись человека. Однако недавно в регулирующий этот вопрос закон были внесены изменения, поэтому со своей стороны представители ДПСО пообещали сделать все возможное, чтобы соглашение состоялось.
Директор издания «Вечерние ведомости» Гузель Аиткулова предложила отряду также заключить соглашение о сотрудничестве с администрацией Екатеринбурга. Как журналист и волонтер, который принимал участие в поисках, она посоветовала представителям «ЛизаАлерт» назначить ответственного за коммуникации, в том числе с госорганами, напомнив, что в те дни, когда искали Далера Бобиева, волонтеры вынуждены были разворачивать штаб в машине. И только потом, не без участия Гузели Аиткуловой, удалось добиться допуска в здание храма и в школу, где уже были созданы полноценные волонтерские пункты.

«В корпоративной культуре такого специалиста называют GR. Нужно закрепить людей, которые общаются с МВД, чиновниками, чтобы, когда начались поиски, все вопросы с организацией штаба и прочие важные моменты решались оперативно. Возможности есть, нет полноценного взаимодействия. Мэрия сама почему-то не выходит на поисковые отряды, и было бы хорошо заключить с ней соглашение», — отметила она. Аналогичную договоренность Гузель Аиткулова предложила инициировать и в отношении РПЦ, а также диаспор.
Александр Кашигин возразил, что, когда ведутся поиски, создается оперативный штаб под руководством начальника территориального ОВД. В состав такого штаба входят все заинтересованные ведомства: поисковые отряды, МЧС, администрация и так далее.
«От руководителя штаба на месте зависит, как все будет организовано. Есть устав, регламент, и нужно отталкиваться именно от них. Нужно ли будет отдельно привлекать всех, если они и так уже входят в состав оперативного штаба», — усомнился представитель администрации.
Тем не менее идея «поискового» GR нашла отклик у присутствовавших волонтеров, и они пообещали подумать над ее реализацией. В целом же Станислав Казаков признал, что после истории Далера, которая стала самым резонансным поиском в Свердловской области за последние 10 лет, уровень взаимодействия поисковых отрядов и органов власти изменился в лучшую сторону.
Депутат законодательного собрания Владимир Радаев в ходе встречи заявил, что готов рассмотреть возможность создания областного закона, который контролировал бы процесс поиска пропавших людей.

«Возможно, следует написать областной закон, чтобы там был прописан алгоритм действий при пропаже человека. Например, создание штаба, взаимодействие с МВД и т.д. Чтобы выделяли помещение, размещали поисковиков. Мы параллельно посмотрим, что можно сделать. Это, конечно, небыстро. Но мы готовы этим заниматься вместе с отрядом «ЛизаАлерт», — сказал Радаев.
Он также поднял вопрос финансирования поисковых отрядов и предложил предусмотреть гранты на поддержание их деятельности. Александр Кашигин добавил, что проекты «ЛизаАлерт» также могут быть заявлены на получение субсидий от администрации города. Оба спикера сошлись во мнении, что работа волонтеров, которые ищут пропавших людей, почему-то пока не поощрена достаточным количеством наград, отметив, что властям нужно поработать над этим вопросом.
В целом все присутствующие признали, что встреча оказалась полезной и результативной. Безусловно, общая цель волонтеров, силовиков и органов власти заключается в том, чтобы пропавшие люди поскорее вернулись домой — целые и невредимые. ЕАН будет следить за соблюдением достигнутых договоренностей.